Меньше чем за полгода число аккредитованных ИТ-компаний в России выросло в два раза — с 14 до 28 тысяч. Сейчас получить такой статус можно всего за сутки: он открывает доступ к налоговым льготам, кредитам по ставкам ниже рыночных, а также дешевой ипотеке и другим преференциям для штатных сотрудников. О том, как попасть в реестр таких компаний, и что для этого нужно — читайте в нашей инструкции.

8 августа
Ирина Власова

Что дает аккредитация

Статус аккредитованной ИТ-компании обеспечивает доступ ко всем инструментам господдержки, доступным бизнесменам в этой отрасли. Их можно разделить на несколько категорий: налоговые льготы, льготные кредиты, мораторий на проверки, льготы для сотрудников и упрощенный наем иностранных специалистов.

Снижение налоговой нагрузки

Налоговые льготы для ИТ-компаний включают в себя нулевую ставку налога на прибыль, пониженную до 7,6% ставку страховых взносов (6% на ОПС, 1,5% по временной нетрудоспособности и материнству, 0,1% на ОМС). При этом ИТ-компании не платят взносы на ОПС свыше предельной базы: в 2022-м году она составляет 1,565 млн рублей на ОПС и 1,032 млн на ВНиМ. Обеими льготами могут воспользоваться ИТ-компании, у которых доля доходов от продажи и сопровождения ПО составляет не менее 70%, вне зависимости от числа сотрудников.

Еще одна существенная налоговая льгота — освобождение от НДС при передаче прав, продаже и сопровождении программного обеспечения, включенного в реестр российского ПО.

Льготные кредиты

Аккредитованные ИТ-компании могут претендовать на льготные кредиты по ставке не более 3% годовых. Но есть ряд условий: во время действия кредитного договора руководству предписывается ежегодно индексировать зарплаты сотрудников и сохранить не менее 85% рабочих мест.

Льготы для сотрудников

Сотрудники аккредитованных ИТ-компаний могут претендовать на ипотеку по ставке 5% годовых. Кроме того, если они подлежат призыву на срочную военную службу, то работа в такой компании является основанием для отсрочки.

Мораторий на проверки

В отношении аккредитованных ИТ-компаний запрещено проводить плановые неналоговые проверки (административные проверки, которые проводят пожарная служба, трудовая инспекция и так другие контролирующие институции) вплоть до конца 2024 года. Также действует ограничение в отношении выездных налоговых проверок — сроком до 3 марта 2025 года.

Упрощенный наем иностранцев

Аккредитованные российские ИТ-компании не должны получать специальные разрешения при найме иностранных специалистов от МВД РФ. А сами специалисты могут находиться на территории РФ без визы в течение срока действия трудового договора, но не более трех лет. Его родственники могут получить ВНЖ на тот же период.

Кто может получить аккредитацию

Чтобы претендовать на статус аккредитованной ИТ-компании, предприятие должно соответствовать следующим условиям:

•    Компания должна либо разрабатывать, либо продавать программы для ЭВМ, базы данных на материальном носителе или в форме электронного документа, или же оказывать услуги по обслуживанию, адаптации, модификации таких информационных продуктов, тестировать их или сопровождать;

•    Компания должна быть зарегистрирована в виде любого юридического лица, но не в качестве ИП или самозанятого — при этом аккредитоваться может как существующая, так и вновь созданная фирма;

•    В ЕГРЮЛ компании должны быть указаны один или несколько соответствующих кодов ОКВЭД, причем они могут быть как основными, так и дополнительными.

Уже в ближайшее время в этот порядок могут быть внесены изменения, предложенные Минцифры 2 августа 2022 года. Вот ключевые из них:

  • Выручка от IT-деятельности компании должна составлять не менее 30% от ее общего объема;
  • Профильный ОКВЭД должен быть указан в качестве основного;
  • Не менее 80% штата компании должны получать зарплату не ниже средней по стране;
  • Если компания является стартапом, то она должна быть создана не более, чем три года до подачи заявления на аккредитацию, причем она должна заявить разрабатываемый проект и статус его реализации.

Как аккредитоваться

Ответственное за аккредитацию ИТ-компаний в России ведомство — Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций. Заявление на получение такого статуса подается через Госуслуги, а срок его обработки — один рабочий день. Для подачи заявления не требуется никаких документов: поскольку аккредитация производится в соответствии с кодами ОКВЭД, Минцифры самостоятельно запрашивает их в ФНС.

Важно: заявление на Госуслугах подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП). То же можно сделать и с обычной электронной подписью, но только в том случае, если руководитель компании самостоятельно получал ее в удостоверяющем центре. В остальных случаях лицо, подписывающее заявление за руководителя, должно приложить соответствующую доверенность.

Компания может получить отказ в аккредитации в двух случаях: если в ЕГРЮЛ не указаны соответствующие коды ОКВЭД, или если в реестре аккредитованных компаний она уже указана со статусом «Действует».

После изменений, опубликованных Минцифры 2 августа, отказ сможет прийти еще в нескольких случаях:

  • Компании откажут в аккредитации, если она появилась в результате реорганизации;
  • Компания также не сможет попасть в реестр, если прямая или косвенная доля государства в ней составляет 50% и больше;
  • Не смогут стать аккредитованными IT-компаниями банки, небанковские кредитные организации, госкомпании, страховые и телеком-компании, государственные и муниципальные учреждения, а также компании из распоряжения Правительства от 23 января 2003 г. № 91-р.
Поделиться:
Напишите что-нибудь и нажмите Enter