Большинство россиян мечтает о деревенской жизни
Стресс большого города дает о себе знать, и многие россияне задумываются о том, чтобы перебраться поближе к природе. Согласно опросу 2021 года, 81% жителей городов рассматривают возможность переезда в сельскую местность. Больше половины (54%) хотели бы переехать в деревню на постоянной основе, а 27% готовы жить на природе кратковременными периодами.
Среди тех, кто мечтает о сельской жизни, больше всего людей в возрасте от 35 до 50 лет. О том, чтобы жить за городом постоянно, думают в основном мужчины, а 72% женщин выбрали бы проживание в сельской местности кратковременными периодами.
Респонденты называли много причин для переезда в деревню. 29% привлекает хорошая экология и чистый воздух, а 19% — свежие продукты и отсутствие суеты. 13% хотят построить или купить жилье большой площади по более доступной цене.
Небольшие сельские хозяйства становятся популярнее, но часто не приносят желаемого дохода
Интересно, что 75% опрошенных хотели бы заниматься сельским хозяйством или садоводством, но при этом только 8% выразили желание заняться хозяйством на продажу в качестве основного источника дохода.
В этом главная проблема стремления к сельской жизни: большинству она кажется привлекательной, но крайне мало кто верит в то, что фермерского заработка будет хватать на жизнь.
Несмотря на это, многие россияне все чаще воплощают мечту о сельской жизни в реальность. В России постепенно увеличивается число малых и средних фермерских хозяйств, по итогам 2020 года на них пришлось 14,3% общего валового сельскохозяйственного производства. Из 79,9 млн га сельскохозяйственных земель на земли фермерских хозяйств приходится больше четверти — 25 млн га.
Проблема в том, что сельское хозяйство в значительной мере выигрывает от больших объемов земли. Небольшие хозяйства быстро упираются в “потолок” заработка. По подсчетам сооснователя пермакультурной фермы под Калугой Игоря Некрасова, семья может заработать на сельхозпроизводстве в среднем около 50 тысяч рублей в месяц.
Увеличивать заработок можно в основном за счет масштабирования производства. Более крупные фермеры могут претендовать на гранты и стимулирующие субсидии, а также на более прибыльные контракты с крупными заказчиками.
Однако в таком виде фермерство превращается в серьезный бизнес и уже не вяжется с представлением о спокойной и размеренной сельской жизни. Можно ли работать на ферме в свое удовольствие и при этом нормально зарабатывать?
Социальные медиа могут стать источником дополнительного дохода для фермеров
Один из ответов на этот вопрос кроется в современных технологиях. В последние несколько лет в социальных сетях стал популярен тренд сельских инфлюенсеров. Это блогеры, которые возвращаются к корням, но при этом активно освещают свою деревенскую жизнь в социальных сетях.
Прибыль от рекламы, пожертвований подписчиков и спонсорских контрактов становится ощутимым дополнительным заработком, а при достижении определенного уровня популярности и вовсе затмевает доходы от небольшого сельского хозяйства.
Тренд сельских инфлюенсеров зародился в Китае — атмосферные видео из глубинки Поднебесной впервые начали появляться на YouTube в 2017 году и быстро стали одним из самых популярных жанров на платформе.
Первопроходцем тут стала блогер Ли Цзыци — в 22 года девушка переехала из города, где она работала официанткой и диджеем, в деревню. Цзыци начала снимать красивые успокаивающие видео о традиционном образе жизни китайских крестьян — она демонстрировала ремесла, приготовление классических сельских блюд, процесс роста посадок на ее небольшой ферме.
Как оказалось, о спокойной деревенской жизни мечтала не только Цзыци, но и миллионы других горожан. За пять лет блогер набрала почти 18 миллионов подписчиков на YouTube, а ее примеру последовали тысячи фермеров не только в Китае, но и по всей Азии. Авторы контента из сельской местности на видеоплатформе Douyin (китайский аналог TikTok) в 2021 году начали зарабатывать в 15 раз больше, а число пользователей с сельскохозяйственным контентом, у которых более 10 тысяч подписчиков, выросло в шесть раз по сравнению с 2020 годом.
Российские блогеры показывают сельскую жизнь миллионам подписчиков
Не обошла волна популярности сельского контента и Россию. Блогеры из регионов по всей стране рассказывают о жизни в деревне, традиционных ремеслах и сельском хозяйстве миллионам подписчиков.
Один из самых популярных сельких инфлюенсеров в России — Айдар Калимуллин из Башкирии. На его аккаунт в TikTok подписаны почти 6 миллионов человек. Калимуллин в основном снимает видео с животными — на ферме, на которой он работает вместе с родителями, живут коровы, гуси, лошади, кролики, курицы и многие другие звери. Все они — регулярные “актеры” в видео блогера.
Другой подход к сельским социальным медиа показывает блогер Вячеслав Романов из республики Саха. В своем видеоблоге PandaSakha Романов показывает жизнь сельских жителей Якутии, природу республики, традиционную кухню, работу на ферме. Короткое видео Романова о заготовке мяса на зиму посмотрели больше 100 миллионов пользователей TikTok.
Каким сельским блогером быть — решать вам
Сельские блогеры — достаточно большая ниша, поэтому в ней есть много вариантов для создания контента.
Некоторые из них следуют традиционной китайской формуле и показывают нарочито приукрашенную деревенскую жизнь. Такие блоги позволяют пользователям отвлечься от повседневной жизни и представить себя в идеализированной деревне. Они не хотят думать о том, что на ферме нужно тяжело работать, но им нравится смотреть на природу, спокойную жизнь за городом и медитативные сцены ремесленничества.
Другие блогеры, наоборот, делают максимально практичный и реалистичный контент. Они показывают, как сельская жизнь устроена на самом деле, с какими трудностями они сталкиваются и какую работу делают на ферме каждый день. Такой контент больше интересен тем, кто действительно задумывается о переезде в сельскую местность или уже приобрел земельный участок и занимается его обработкой.
Разные формы сельского контента пользуются одинаковой популярностью на всех платформах, однако отдельно тут стоит выделить именно TikTok, где виральные сельские видео могут набирать больше 100 миллионов просмотров и приносить ощутимый доход за счет внутреннего механизма монетизации на платформе.