Чтобы начать продавать товары, не нужно открывать сайт, организовывать рекламу. Можно работать через маркетплейсы — раскрученные площадки, на которых уже есть ваши клиенты. Рассказываем, как правильно это делать.

20 апреля 2021
Лариса Кондратенко

Что такое маркетплейс

Маркетплейс — площадка-посредник между покупателем и продавцом. После того как клиент оплатил товар, маркетплейс переводит деньги продавцу, удерживая свою комиссию. Такая площадка организована примерно как огромная ярмарка — там одновременно находится множество продавцов. При этом на маркетплейсе совсем не обязательно продавать товары своего производства, можно реализовывать и чужую продукцию.

Главные плюсы маркетплейса — вы сразу получаете огромную аудиторию сервиса, вам не нужно вкладываться в рекламу и привлекать клиентов. Но есть и минусы — нужно платить комиссию и соблюдать все условия площадки. Также на маркетплейсах зачастую высокая конкуренция.

Плюсы и минусы маркетплейсов

Как выбрать маркетплейс

Размер аудитории. Wildberries, Lamoda и Ozon — лидеры рынка, на которых делают покупки больше всего пользователей. Но малому бизнесу стоит торговать и на менее крупных онлайн-площадках, где конкуренция может быть ниже (Goods, Робо.Маркет и т.д.).

Оплата маркетплейса. Проанализируйте, сколько вы будете платить площадке за её использование. Эта сумма состоит из трёх частей: 

  • комиссия — % от оборота. Размер комиссии зависит от вида товара. 
  • плата за транзакции — % от каждого платежа
  • плата за фулфилмент — зависит от схемы, по которой работает продавец

Условия для продавца. Условия отдельных площадок не всегда могут подойти небольшому бизнесу, поэтому обязательно изучите требования выбранного маркетплейса. Например, где-то продавец не сможет торговать без товарного знака.

Логистика. Одни маркетплейсы предоставляют продавцам свои склады, другие работают через фулфилмент — вы привозите товар на склад маркетплейса, а за упаковку и доставку отвечает уже он. Сравните условия доставки площадки и ваши собственные расходы на логистику — это поможет понять, будет ли выгодно пользоваться доставкой от маркетплейса.

Мелкий бизнес чаще может обойтись без этой услуги — проще оплатить работу курьера. Но если клиентов много, легче делегировать доставку маркетплейсу, чем выстраивать всю логистику самому. 

Частота выплат. Посмотрите, как часто вы будете получать деньги от площадки после оплаты товара клиентов. Одни маркетплейсы платят уже на следующий день после транзакции, другие — только дважды в месяц.

Как начать работать с маркетплейсом

1 Зарегистрироваться.

Раньше сервисы взаимодействовали только с компаниями и ИП —  теперь сотрудничают и с самозанятыми. Правда, с ними пока работают только Wildberries и AliExpress. Самозанятый платит меньше налогов (всего 4% при продаже физлицам), но при этом может торговать только товарами своего производства, перепродажа незаконна. При этом товар не должен требовать обязательной маркировки или относиться к подакцизным— то есть, продавать, например, одежду или алкоголь нельзя. За нарушение — штрафы, они зависят от величины полученного дохода. Также самозанятым нельзя нанимать сотрудников, и для них есть ограничения по обороту — 2,4 млн. руб. в год. 

Для регистрации на маркетплейсе самозанятому нужны только ИНН, телефон и адрес. После продажи нужно выдавать чеки через приложение «Мой налог». 

ИП для регистрации нужны ИНН, копия паспорта и свидетельство о госрегистрации ИП. Дополнительно маркетплейс может запросить что-нибудь ещё — например, прайс-лист или подтверждающие документы.  

2 Учесть требования к товарам.

Продавцам нужно соблюдать требования площадки:

  • Маркировка — нужна для одежды и обуви. Маркируют товары в системе «Честный знак». Продажа немаркированных товаров запрещена. 
  • Обязательная сертификация — нужна для промышленных продуктов (полный перечень). 
  • Декларация соответствия — нужна для большинства товаров (бижутерия, косметика, канцелярия, товары для дома и т.д.). Полный список товаров, для продажи которых нужна декларация, есть в технических регламентах Таможенного союза.

3 Наладить электронный документооборот.

Продажа товаров на маркетплейсах включает в себя работу с документами — чеками и бухгалтерией. Малому бизнесу хватит внутренней электронной бухгалтерии площадки, а вот крупной компании лучше наладить электронный документооборот (ЭДО), воспользовавшись спецсервисами — Такском, Контур.Диадок, СБИС, Synerdocs. К примеру, стоимость годового обслуживания у Контур. Диадок  — 4200 рублей за 600 документов. 

Популярные маркетплейсы

Коротко 

  1. Маркетплейс даёт возможность продавать товары огромной аудитории без затрат на рекламу. 
  2. Чтобы выбрать маркетплейс, изучите его аудиторию и специфику товаров. Сравните комиссию и условия, которые предлагают разные площадки. 
  3. Можно хранить товар на своем складе или передать на склад сервиса. Ещё можно организовать фулфилмент — тогда упаковывать и доставлять товары сервис будет за вас. 
  4. Можно не ограничиваться одной площадкой, а торговать сразу на нескольких. 
  5. Чтобы работать через маркетплейс, надо быть самозанятым, компанией или ИП. 
теги:
Поделиться:
Напишите что-нибудь и нажмите Enter