Что такое брендинг и почему он важен для малого бизнеса
Когда речь заходит о брендинге, многие сразу думают о дизайне, оформлении и других визуальных составляющих. Они действительно играют важную роль в создании имиджа компании, но ими дело не ограничивается.
Бренд — это совокупность того, что о вас думают потребители. Даже если вы специально не работаете над тем, как ваш бизнес будет выглядеть в глазах окружающих, со временем общий образ вашего бизнеса сформируется стихийно, на основе мнений ваших клиентов, успехов и неудач вашей компании, качества товаров и услуг, которые вы производите.
Лучше не ждать, пока имидж вашего предприятия сложится автономно, и тем более не уповать, что он обязательно будет положительным. У малого бизнеса есть множество способов заниматься брендингом, не выделяя на это масштабные бюджеты. В процессе разработки вашего tone-of-voice вы лучше поймете основную идею того, как вы транслируете себя аудитории, и сможете позиционировать его для более широкой аудитории.
Что входит в брендирование малого бизнеса и на какие вопросы нужно ответить в процессе
Брендирование помогает определить, чем ваш бизнес отличается от конкурентов, и развивать именно эту особенность. Все этапы процесса строятся исходя из этой ключевой идеи.
Ключ для успешного старта — это сбор данных и аналитика. В первую очередь это данные о вашем бизнесе: продажи, портрет аудитории, показатели рекламных кампаний. Затем соберите такую же информацию о конкурентах, если она вам доступна: мы рассказывали, какие инструменты можно использовать для этого. Наконец, проанализируйте рынок, чтобы понять, какую нишу на нем может занять ваш бизнес.
В процессе вам нужно найти ответы на вопросы:
- Какова миссия вашей компании?
- Каковы ее главные характеристики?
- Каковы краткосрочные цели вашей компании?
- Какова ваша целевая аудитория?
- Кто ваши основные конкуренты?
Почему брендирование не обязательно стоит дорого
Как можно понять из предыдущего раздела, брендирование — это история не про масштабные рекламные кампании и дорогостоящие дизайн-проекты. Суть этого процесса в поиске ключевых идей вашего бизнеса и донесении этих идей до аудитории. Реклама — это лишь один из способов коммуникации с клиентами, но далеко не единственный.
Разрабатывать бренд и распространять информацию о нем можно за счет небольших вложений или вовсе бесплатно. Далее расскажем, какие методы можно использовать.
Развивайте личный бренд в соцсетях в связке с бизнесом
Аудитория любит истории успеха, особенно от людей, которые всего добились сами. За счет этого ваши личные социальные сети могут стать бесплатным инструментом для брендинга.
Рассказывайте в постах о том, как вы построили свой малый бизнес и успешно ведете его, несмотря на риски. Аудитория будет ассоциировать ваши положительные личные качества с вашим бизнесом, а интересный предпринимательский контент будет привлекать к вам вовлеченную, «теплую» аудиторию.
Подробнее об этом — в инструкции о том, как превратить подписчиков в социальных сетях в клиентов.
Обучайте аудиторию
Ваш маркетинговый контент не обязательно должен продавать. Он должен увлекать аудиторию и показывать ей, в чем уникальное предложение вашего бренда. Если вы сами увлечены идеей, которая стоит за вашим бизнесом, то рассказ о ней будет заразителен и для аудитории.
Брендирование дает вам возможность не только найти свое место на рынке, но и разработать полностью новую нишу. Через интересный информационный контент вы можете показать уникальные свойства вашего бизнеса и таким образом «вырастить» аудиторию, которой раньше на рынке просто не было.
Позвольте клиентам развивать ваш бренд
Бренд — это вариант коммуникации с аудиторией, поэтому один из лучших способов развить его — поделиться отзывами клиентов, которые прониклись идеей вашего бизнеса и разделяют его ценности.
Положительные отзывы — это бесплатная и самая аутентичная реклама, которую может получить малый бизнес. Выбирайте отзывы, которые резонируют с ключевыми идеями вашего бренда, публикуйте их на своем сайте и поощряйте пользователей, которые их оставляют. Они составляют костяк вашей лояльной аудитории, и за ними к бизнесу потянутся и другие.
Работайте вместе с другими компаниями, которые близки вам по духу
Коллаборации — один из главных новых трендов для крупных брендов. Найти общий язык — и общие товары — могут любые компании: рестораны и кинотеатры, игровые студии и производители обуви, социальные сети и супермаркеты. Совместные проекты между компаниями настолько популярны, поскольку они позволяют им выйти на крупные новые сегменты аудитории и проводить рекламные кампании с удвоенным эффектом.
Для малого бизнеса такая стратегия тоже может сработать. Поскольку аудитория уже «прогрета» маркетинговой активностью крупных брендов, она хорошо воспринимает коллаборации и с интересом следит за ними. Даже если до совместного проекта ваш бизнес был практически неизвестен, коллаборация сделает его более респектабельным в глазах аудитории.
Крупные компании могут сотрудничать с кем угодно за счет того, что их бренд уже сформирован и хорошо известен аудитории, а вот малому бизнесу стоит тщательно выбирать партнеров для коллаборации. У вас и вашего партнера должны совпадать сегменты аудитории и ценности компании: поскольку вы только начинаете формировать ваш имидж, вам нужна более восприимчивая аудитория, которая уже что-то знает о вашем продукте.
Бренд — это ресурс
Процесс брендирования — это долгосрочная инвестиция в ваш бизнес, которая дает вам лояльность, доверие потребителей, отстройку от конкурентов, четкое и попадающее в «боль» позиционирование. Для малого бизнеса это особенно полезный инструмент, поскольку после изначального вложения он продолжает работать сам по себе без дополнительных средств.