Младшие школьники 6-10 лет
В этом возрасте проще всего усваивать информацию в игровой форме. Если ребенок хочет копить деньги, можно купить ему копилку. Он только учится обращаться с деньгами, поэтому промахи и необдуманные покупки не исключены. Чтобы снизить потери, лучше давать небольшие суммы карманных денег, которые не жалко потерять, и часто – пару раз в неделю. Чем старше ребенок, тем реже можно давать ему деньги, доводя до 2 раз в месяц.
Психолог: Ребенок обязательно однажды потратит все деньги, потеряет, будет переживать, что ему не хватает на крупную покупку прямо сейчас. Не стоит ругать за потерю и растраты. Помогите ему пережить негативные эмоции. Это бесценный жизненный опыт, который учит терпению.
ПСБ: Знакомьте ребенка с понятием выгоды и качества. Ходите вместе с магазины и изучайте товары: соотношение стоимости, веса. Объясняйте, почему вы выбрали молоко в этой упаковке или купили дорогую, но более прочную вещь, которая прослужит дольше. Расскажите, что такое акции и чем они выгодны продавцу и покупателю.
Средние школьники, 10-13 лет
В этом возрасте важно общение, взаимодействие со сверстниками и старшими. У детей уже достаточно развиты математические навыки и умение оперировать абстрактными понятиями. Они уже умеют делать самостоятельные покупки, у них сформировано понятие ценности денег, пройдены первые потери и сделаны выводы. Теперь можно перейти от наличных денег к электронным и оформить первую банковскую карту.
ПСБ: Обычно для несовершеннолетних детей банки выпускают дополнительные карты, привязанные к счету одного из родителей. Взрослому удобно пополнять карту ребенка и видеть все его расходы.
С ребенком нужно обсудить правила использования карт: «пластик» нельзя носить у всех на виду, его нужно держать в укромном месте, чтобы не потерять. Расплачиваться в магазине или транспорте только самому, не передавая никому карту. И обязательно после оплаты или снятия наличных в банкомате забрать ее и спрятать. А еще никому не говорить трехзначный код на обороте и пин-код. Если потерял карту, сразу нужно рассказать родителям: они заблокируют ее, чтобы мошенник не смог воспользоваться деньгами.
Старшие школьники и студенты, 14-18 лет
У старшего подростка достаточно личного финансового опыта: он умеет делать покупки для себя и семьи, понимает, что такое выгодная покупка, успешно копит. У него развито аналитическое мышление и меньше импульсивности, чем у младших школьников. Он психологически готов строить и выдерживать более сложные финансовые стратегии.
В помощь накоплениям подростка можно открыть вклад, по достижении 18 лет он сможет сам распоряжаться размещенными на нем средствами, а до этого возраста – с согласия родителей или опекунов.
ПСБ: Помогите ребенку погрузиться в увлекательный мир банковских процентов. Существуют вклады разной длительности и условий – банки формируют широкую линейку, чтобы каждый клиент нашел подходящий продукт для своей личной ситуации.
Например, в ПСБ для долгосрочных накоплений можно открыть вклад «Моя копилка» с возможностью пополнения. Он позволяет получать доход (проценты) каждый месяц, что похоже на стипендию. А наиболее выгодно хранить деньги на вкладе «Мой доход» с максимальной на сегодня ставкой в ПСБ.
Более продвинутый финансовый пользователь может попробовать себя в инвестировании: на сайте ПСБ есть «Школа инвестора», которая поможет во всем разобраться.
Психолог: Можно «прокачать» навыки организатора и финансиста, участвуя в различных государственных и коммерческих инициативах по созданию и реализации социально значимого проекта. Подростки, участвуя в подобных инициативах, видят разные бизнес-модели, этапы реализации идей и работу денег. Это помогает им осваивать бизнес-мышление и в дальнейшем создавать собственное дело.