Начнем с того, что в России не только одни из самых продолжительных оплачиваемых отпусков (28 дней), но и существенное количество государственных праздников, основная часть которых выпадает на январь и май. Наибольшее число государственных праздников, объявленных выходными, 27, — в Иране и Камбодже; в России, как и в Мьянме, Тринидад и Тобаго, Ботсване и Андорре — это 14 дней. В целом можно отметить, что большое количество праздничных выходных скорее присуще странам с не очень успешными экономиками: Ливии (22), Шри-Ланке (20), Суринаму и Колумбии (18).
Ковид внес некоторые корректировки: например, в 2021 году между стандартными майскими праздниками были нерабочие дни, которые также увеличили продолжительность отдыха россиян.
С одной стороны, праздники и «нерабочие дни» могут поспособствовать росту потребления товаров и услуг, а с другой — снижению производственной эффективности. Рассматривая праздничные дни, сдобренные карантинными мерами, можно предполагать, что потенциальное снижение заболеваемости ковидом также может благотворно повлиять на экономику, буквально, сохраняя жизни ее субъектам.
Помимо этого, рассуждая о новогодних праздниках, можно вспомнить о наивной диверсификации — распространенном эффекте, когда люди склонны думать, что им захочется большего разнообразия, чем они на самом деле могут «переварить» (обычно применяется по отношению к инвестору, который вкладывает деньги в некоторое количество однотипных активов и думает, что так он обезопасит себя от рисков). Так вот, наивная диверсификация может поджидать нас за праздничным столом, на который мы часто хотим поместить много салатов, возможно, несколько вариантов горячего и обязательно десерт (на который, скорее всего, уже не хватит места в желудке), или с новогодним/майским отпуском: мы заполняем чемодан с вещами до предела, а в итоге несколько дней носим одно и то же.
По некоторым данным, один день отдыха на новогодних праздниках стоит российской экономике около 120–150 миллиардов рублей, а совокупно все дни каникул уже могут лишить экономику более чем триллиона рублей: многие организации закрываются, а производства с непрерывным циклом работают в ограниченном режиме, а значит, производительность заводов и фабрик падает на 15–20%. Считается, что наибольшие убытки несут горнодобывающий сектор и предприятия тяжелой промышленности.
В праздниках, безусловно, есть и положительная (для экономики) сторона: а именно новогодние траты на праздничный стол и подарки. Так, например, новогодние траты россиян выросли на 14% в этом году. На подарки, новогодний стол и развлечения в каникулы граждане тратят около 19,3 тысячи рублей.
Отмечается всплеск розничных продаж — на 30–50%, растут даже цены на рекламу в силу высокого сезона и большого спроса.
В период новогодних праздников значительно увеличиваются продажи туристических и транспортных услуг. По разным оценкам, сезонное ускорение экономики в преддверии длительных праздников декомпенсирует последующий спад. К тому же производители товаров и услуг, зная о будущем простое, формируют товарные запасы и ценовую политику, чтобы снизить возможные негативные эффекты спада спроса. Так, новогодний и предновогодний периоды позволяют получить не менее 25% годовой выручки для непродуктовой розницы и до 40% для сферы услуг.
Есть и более пессимистичная оптика: российская экономика и так не сильно растет, поэтому праздничные падения спроса не сильно влияют на общую динамику.
Противоположная история наблюдается, например, в Великобритании, где дополнительные выходные дни дали дополнительные 147 миллионов долларов малому и среднему бизнесу.
Говоря о праздниках не только с точки зрения прямых доходов в короткой перспективе, стоит обратить внимание и на то, что более отдохнувшие сотрудники, возвращаясь в офисы или продолжая работу из дома, могут быть более продуктивными и оказывать больший объем услуг с более высоким качеством.
Исследования влияния праздников на экономику проводились в Италии и Германии. Итальянские исследователи пришли к выводу, что до 1977 года праздники создавали скорее негативный эффект для экономики, а после — наоборот. Подводя итоги, авторы делают вывод, что, исключая статистические погрешности, можно говорить о том, что в общем экономическом ландшафте влияние праздников незначительно.
А вот ученые из Германии отметили, что в государствах с развитыми экономиками праздники могут быть катализатором спроса и влиять положительно на экономику. Например, День святого Валентина, который не является выходным, но остается праздником, приносит экономике США порядка 20 миллионов долларов.
За всеми этими большими цифрами стоят люди, дарящие друг другу радость, отдыхающие от рутины, а это тоже важно для всех участников экономического процесса.