Зачем нужен маркетплейс российского ПО?
Запуск отечественных маркетплейсов продиктован стремлением создать собственные, независимые от иностранных компаний IT-продукты, что вполне объяснимо после введения в отношении России экономических санкций.
Так, в 2022 году на фоне объявленных санкций об уходе с российского IT-рынка объявили Microsoft, SAP, Oracle, Cisco Sistems Inc, Atlassian, Figma, Autodesk и др. По заявлению президента группы компаний InfoWatch Натальи Касперской, «ситуация с софтом в России хорошая», поскольку в реестре российского ПО достаточно большое количество российских IT-продуктов, которые покрывают основные направления, где требуется программное обеспечение. Остается вопрос: как сориентироваться в этом многообразии и выбрать наиболее подходящий аналог зарубежного ПО?
Что предлагает Руссофт
В сентябре 2022 года Минцифры заявило о запуске маркетплейса российского программного обеспечения Russoft.ru. По мнению ведомства, магазин станет удобной площадкой для взаимодействия заказчиков и правообладателей на фоне текущей ситуации и импортозамещения. Магазин содержит информацию об отечественных программах, которая удобным образом каталогизирована по следующим направлениям:
· эффективность бизнеса (управление бизнес-процессами, электронная коммерция, госинформационные и навигационные средства, управление проектами, управление сайтами, бизнес-аналитика и т.д.);
· офис, коммуникации, развлечения (средства коммуникации, лингвистическое ПО, электронный документооборот, игры и развлечения, редакторы мультимедиа, мультимедийное ПО и т.д.);
· средства разработки (управление исходным кодом, его хранение и защита, средства мониторинга, тестирования и отладки, платформы и средства разработки);
· системное ПО (вспомогательное ПО, средства виртуализации, управление базами данных и IT-инфраструктурой, операционные системы, облачные платформы и др.);
· информационная безопасность (антивирусы, резервное копирование данных, комплексные средства защиты информации, криптографическая защита и электронная подпись).
Эти же программные продукты систематизированы по отраслям применения: образование, здравоохранение, финансы, телекоммуникация и промышленность. В карточке каждой программы можно узнать ее назначение, информацию о стоимости, совместимость с операционной системой, а также сведения о том, какое импортное ПО она может заменить. Такой функционал позволит бизнесу лучше ориентироваться на рынке отечественных IT-решений и находить удобные аналоги зарубежных программ за короткий промежуток времени.
Как пополняется каталог программ?
Каталог программ маркетплейса пополняется разработчиками из личного кабинета юридического лица или ИП портала «Госуслуг». Информация о продукте должна быть обязательно включена в реестр отечественного ПО, после чего можно подать заявку на добавление информации в каталог магазина.
Карточка продукта публикуется в течение 15 рабочих дней после подачи заявки по специальной форме на маркетплейсе. За правообладателями останется обязанность поддерживать размещенную информацию о программе в актуальном состоянии. Маркетплейс оставляет за собой право удалять информацию о ПО, если обнаружит устаревшие данные.
Как найти на маркетплейсе нужный продукт?
Портал предлагает найти программу по ее названию или по названию импортного ПО, которое она заменяет. Например, если ввести в строке поиска AutoCAD, в результатах поиска найдутся отечественные программы для проектирования ABViewer, CST, CAD, Navigator и другие. В карточке программы можно найти информацию о разработчике, совместимости с операционной системой, например с Windows, зарубежных аналогах, стоимости и функционале. Стоит обратить внимание, что правообладатель может не указывать точную стоимость своего программного продукта, а, например, указать ссылку на официальный сайт, где будут представлены действующие цены и тарифы. Также найти программу можно, задав параметры фильтра в разделах «Категории», «Операционная система», «Производитель» и «Отрасль».