Весной 2020 года мы с вами стали свидетелями того, как за считанные дни вся мировая экономика встала на пороге обрушения.

2 июня
Игорь Иванов

Закрыты границы стран, остановлены отдельные секторы промышленности, биржевые индексы после падения на 30% пытаются восстановить позиции прошлого года.

Индекс Мосбиржи на 24.05.20

Эпидемия коронавируса нанесла серьёзный урон по сфере услуг, малому и среднему бизнесу. Режим самоизоляции потянул на дно сферу транспорта, а вслед за ней и нефтегазовый сектор. Снизилось общее потребление товаров, из-за этого пострадал финансовый и потребительский сектор.

Кажется, что в таких условиях бизнесу остаётся только одно — ждать и надеяться, что всё вернётся на свои места как можно быстрее. Но на фоне всех этих потрясений находятся компании, которые не только выживают, но и пользуются изменениями рынка на полную катушку.

1 Здравоохранение

Закономерно, что во время пандемии растёт спрос на товары для здоровья и средства защиты: маски, костюмы, антисептики, дезинфицирующие салфетки. Ношение защитной маски в общественных местах обязательно во многих странах. На фоне спроса стало быстро формироваться и предложение. Открылись небольшие домашние производства, купить маску теперь можно купить не только в аптеке — ими сейчас торгуют как крупные ритейлеры, так и блогеры в Instagram. Средняя цена за медицинскую маску выросла в среднем в 10 раз с 2019 года. Акции производителя дезинфицирующих средств Clorox выросли почти на 20% за 2 месяца.

Медицина вслед за многими другими услугами уходит в онлайн. Развивается направление телемедицины, благодаря которой можно получить помощь, находясь далеко от больницы. Стоимость акций одного из поставщиков таких решений, Teladoc, выросла с начала года почти в 2 раза.

Параллельно с этим фармацевтические и биотехнические компании получают огромные инвестиции на разработку вакцины.

2 Удалённая работа

Все компании, у которых была такая возможность, перешли на удалёнку. Взлетело количество установок инструментов для удалённой работы — корпоративных мессенджеров, сервисов для видеосвязи и совместной работы в онлайне.

Число скачиваний приложений Tencent Conference, WeChat Work, Zoom, Microsoft Teams и Slack с начала года выросло в среднем в 5-10 раз. Вместе с количеством пользователей растёт и выручка этих компаний.

Цена за акцию сервиса Zoom с начала года. Рост в 3 раза

3 Стриминговые сервисы и игры

Миллионы людей вынуждены работать удалённо. Появляется свободное время, которое ты должен провести, не выходя из дома. На помощь приходит сфера развлечений, которая уже давно привыкла предоставлять услуги онлайн.

На фоне этого отлично себя чувствуют стриминговые сервисы — Netflix, Apple TV, Amazon Prime, и разработчики онлайн-игр — Blizzard, Electronic Arts и другие.

Цена за акцию сервиса Zoom с начала года. Рост в 3 раза

Российские видеосервисы Okko, Ivi, Кинопоиск HD также существенно увеличили базу своих пользователей.

4 Онлайн-торговля

Рынок покупки товаров полностью видоизменился за 3 месяца. Через интернет начали покупать даже те, кто раньше ни разу этого не делал. Те, кто не смог начать продавать в онлайне, остались на обочине. А те, кто до этого успешно развивал электронную коммерцию, существенно увеличили свои позиции на рынке.

Amazon и Ebay прибавили по 23% и 17% к своей стоимости с начала года. Для таких гигантов это впечатляющие результаты. 

В условиях ограниченного выбора лучше всего себя чувствуют крупнейшие игроки. На нашем рынке увеличили выручку Wildberries, Ozon, Beru и другие магазины с широким ассортиментом. По ито­гам I квар­та­ла 2020 года обо­рот Wildberries уве­личил­ся на 95% до 75,3 млрд руб. по срав­не­нию с ана­логич­ным пе­рио­дом прош­ло­го го­да.

5 Логистика и доставка

Люди не могут выйти из дома — это супер-условие для сервисов доставки. 

Первыми в России почувствовали увеличение заказов крупные сервисы доставки готовой еды сразу после всеобщего закрытия кафе и ресторанов. Delivery Club и Яндекс.Еда быстро адаптировались под условия пандемии и ввели бесконтактную доставку. Delivery Club запустил программу поддержки ресторанов, позволяющую локальным заведениям, выполняющим заказы своими силами, получать заказы от сервиса без комиссии. Как результат — согласно отчёту Mail.ru Group, выручка Delivery Club в 2020 году в 2 раза выше, чем в первом квартале 2019 года.

Увеличение количества заказов в интернет-магазинах потянуло за собой увеличение заказов у крупных служб доставки: СДЭК, ПЭК, DPD, Boxberry.

Итоги

Любые резкие изменения рынка несут в себе неприятности для одних и возможности для других. Такие колебания отчётливо показывают, кто в какой форме и с каким запасом прочности подошёл к кризису.

Если отбросить все негативные стороны и посмотреть на ситуацию сверху вниз, то можно заметить явные преимущества для вашего бизнеса:

  • многие конкуренты закрылись;
  • у других конкурентов проблемы с долгами, зарплатами, сотрудниками;
  • появились специалисты, которые остались без работы;
  • реклама стоит дешевле, чем когда-либо;
  • не нужны офисы и магазины с дорогой арендой.

Нестандартное время требует новых решений. Пандемия пройдёт, а привлечённые клиенты останутся с вами. Для тех, кто уверенно смотрит в завтрашний день, в ПСБ действует премиальное обслуживание Orange Premium Club:

  1. Премиальные карты Orange Premium Club — изысканный дизайн и эксклюзивные привилегии.
  2. Защита и приумножение капитала — специальные условия по вкладам, инвестициям и банковским ячейкам.
  3. Кредитные продукты — максимальные суммы кредита и минимальный срок рассмотрения заявки.
  4. Привилегии для всей семьи — сервис в путешествиях, консьерж-сервис, деловая библиотека и бесплатное такси.
Напишите что-нибудь и нажмите Enter