При систематическом невыполнении УК своих прямых обязанностей появляется недовольство и вопросы. В этой статье мы разберём по пунктам порядок действий.
УК навязали?
Управляющая компания выбирается на общем собрании жильцов и не может быть навязана. Исключение, на практике, составляют новостройки, куда застройщик ставит свою управляющую компанию.
Например, УК может подставить конкурента и занять дом, потом взвалить на жильцов квитанции с бешеными цифрами и выполнять свои обязанности формально, но не фактически.
УК выбирается по итогам собрания собственников. Если его не было, и подписи подделаны, то самое время звонить в прокуратуру для осуществления проверки. Для этого лучше подавать коллективную жалобу, на них охотнее обращают внимание.
Если УК работает плохо
Пока рано залезать в чаты дома, фотографировать на телефон косяки дома и писать гневные посты в группе жильцов. Сначала надо официально запросить документы, в которых прописаны расходы на обслуживание и содержание многоквартирного дома. Управляющая компания обязана ответить в течение 30 дней и предостаивть договоры, чеки, платёжные документы.
Если все пришло в срок, то берём активных жильцов и идём проверять дом. Все недоработки фиксируем в виде актов от имени собственников и направляем претензию в управляющую компанию.
В противном случае, если УК не прислала документы или не выполнила работы по коллективной претензии, самое время отправлять жалобы в Роспотребнадзор, жилищную инспекцию и в прокуратуру по вашему региону.
Лайфхак. Можно обойтись и без этой мороки, если в претензии указать последствия невыполнения работы. Управляющие компании не любят, когда их проверяют.
А если органы и УК бездействуют?
В таком случае, подаём коллективные иски в административный суд. Один — на бездействие Роспотребназдора, жилищной инспекции и прокуратуры. Второй, с требованием перерасчёта, — на управляющую компанию.
Какие есть ещё варианты?
Первый вариант – организовать собрание по поводу смены управляющей компании. Набираем кворум ( больше 2/3 голосов) и прогоняем недобросовестную УК. Второй вариант – создаём ТСЖ. Это товарищество собственников жилья. В таком случае жители через своё же юридическое лицо будут сами заключать договоры на поставку коммунальных услуг, нанимать подрядчиков, сводить сметы. Даже своя печать будет. Все серьёзно.
Теперь рассмотрим частные случаи
Если вы видите на стене некрасивую надпись, созданнную концептуальными художниками из 7«Б», то порядок действий обычно следующий:
- 1. Звоните по номеру управляющей компании.
- Просите диспетчера зафиксировать заявку.
- Ждёте выполнения и отчёта.
Недостаток в том, что диспетчер может забыть про заявку. Зафиксировать, но не присвоить номер. Или просто послать (с таким сам тоже сталкивался).
Обычно большинство управляющих компаний подключено к электронным системам менеджмента заявок. В личные кабинеты жители получают квитанции, графики оплат и многое другое.
В таком случае оставляйте заявку с полным описанием в личном кабинете. Это удобно, поскольку номер фиксируется сразу, а значит, обращение никуда не потеряется.
В системе можно оценивать заявки, отмечать факт выполнения. В данном случае у меня были проблемы с домофоном. Есть строчка в квитанции с оплатой за него, значит, это зона ответственности управляющей компании.
Также стоит немного побыть адвокатом дьявола. Дело в том, что не все собственники правильно понимают работу управляющей компании. Предъявлять претензии к УК можно только за то, что прописано в квитанции. В остальных случаях нужно разбираться напрямую с жильцами. В практике встречаются случаи, когда в управляющую компанию поступают жалобы о расставленных колясках, сломанной мебели или даже неправильной парковке других жителей.