Торговля между Россией и Китаем на рекордном уровне
В 2022 году Россия развернулась в сторону азиатского рынка. Естественно, главный игрок здесь — это Китай, фабрика мира, ответственная за более чем 28% мирового производства.
Китай уже много лет является главным торговым партнером России. Однако за последние полтора года торговля между странами вышла на рекордный уровень. В 2022 году товарооборот Китая и России вырос на 29% и достиг $190 млрд. В 2023 году этой суммы почти удалось достичь лишь за первые 6 месяцев года — уже сейчас торговля между странами выросла еще на 40%.
За счет производственных мощностей и гибкого подхода к заказам Китай может закрыть практически любую потребность страны в товарах. Для предпринимателей в России это означает, что из КНР привезти можно что угодно — лишь бы нашелся покупатель.
Закупка в Китае позволяет приобретать товары по самым конкурентным ценам, а благодаря развитой инфраструктуре между странами вы будете уверены в том, что получите товар в срок и без повреждений.
Как выбрать, что импортировать из Китая
Из Китая можно привезти все что угодно, вопрос в том, как выбрать, что именно. Для этого есть несколько способов:
1. Следить за ситуацией на российском рынке. В 2022 году после ухода с российского рынка западных компаний замену для многих товаров удалось найти именно в Поднебесной. Например, Китай стал самым крупным импортером легковых автомобилей в Россию, а спрос на китайские бренды электроники вырос на 40%. Любые изменения на российском рынке, будь то прекращение деятельности брендов или нехватка определенных товаров, открывают выгодные возможности для импорта из Китая.
2. Изучайте тренды. Китайские производители всегда в курсе моды: если все дети вдруг стали интересоваться какой-то игрушкой или в каждом доме вдруг появился новый гаджет, то китайские мастера стремительно делают свою версию этого товара. Следите за трендами в социальных сетях и на маркетплейсах, смотрите, какие модные аксессуары и техника появляются в популярных сериалах. В Китае вы сможете закупить ходовой товар намного дешевле и заработать за счет пикового спроса на рынке.
3. Оцените конкуренцию. Многие товары из Китая традиционно импортируют в Россию в большом количестве. Например, рынок аксессуаров для кухни и детских игрушек можно считать перенасыщенным. Перед тем как выбирать нишу для импорта, проанализируйте ситуацию на рынке. Это удобно сделать на маркетплейсах при помощи платных или бесплатных аналитических сервисов (платные сервисы дают более подробные данные).
Как лучше искать поставщиков в Китае
Есть два основных способа найти поставщика в Китае: на специальных онлайн-платформах для оптовых закупок и через личные переговоры. У обоих способов есть свои преимущества.
Онлайн-площадки для оптовых закупок развиты в Китае лучше всего в мире. На сайтах Alibaba.com, Taobao, Made-in-China, Global Sources и других можно найти сотни тысяч товаров из Китая в любых категориях. Такие площадки оснащены поиском по категориям товаров, ценам и регионам КНР. Здесь можно проверить качество поставщиков и почитать отзывы о них.
Это более простой метод, но он сопряжен с риском низкого качества товаров. Онлайн можно заказать первую небольшую партию, чтобы попробовать себя в импорте из Китая. В дальнейшем эксперты рекомендуют договариваться с поставщиками отдельно.
«Поиск поставщика в Китае при личном визите — это более трудоемкий и затратный вариант, но намного более выгодный в длительной перспективе, — отмечает Евгений Демин, руководитель отдела внешнеэкономической деятельности, брокер ПРО. — Этот метод позволяет найти самых качественных поставщиков и получить от них наиболее лояльные условия».
Эксперт считает, что для менталитета китайских партнеров важно личное общение. Для тех, кто приехал в Китай и встретился с ними, они готовы идти на уступки по контракту и предлагать опции, которые недоступны онлайн-покупателям.
Для того чтобы познакомиться с китайскими поставщиками, можно посетить одну из многочисленных китайских торговых выставок. В 2023 году Китай как раз снял все коронавирусные ограничения на въезд иностранцев.
Проверка качества
Главное правило импорта из Китая — постоянный контроль качества и четкая коммуникация. Поставщиков нужно тщательно проверять до покупки, а в процессе работы с ними — контролировать выполнение заказа. Поставщикам нужно детально объяснять, чего вы хотите, и закреплять все ваши требования в контракте.
У китайских товаров есть репутация низкого качества, однако эксперты уверены, что это осталось в прошлом. «В Китае сейчас нет проблем с качественными поставщиками, но, чтобы их найти, нужно поработать, — считает Евгений Демин. — Конкуренция между поставщиками растет, а контроль качества становится все более распространенной услугой. Глобально это означает повышение качества товаров из Поднебесной и возможность для поиска более выгодных цен на рынке».
Благодаря развитию торговли между Китаем и Россией в обеих странах возникают сервисы по поиску и проверке поставщиков. Еще год назад таких компаний были единицы, и у них были очень высокие цены. Сейчас бюджет на такие услуги доступен даже микробизнесу: средняя стоимость проверки одного поставщика — около 16 тысяч рублей.
Страна возможностей
С каждым годом российские предприниматели наращивают бизнес с Китаем, однако возможности этого направления еще далеко не исчерпаны. Китай по-прежнему лидирует по объемам производства и по уровню цен на любые товары — от массового ширпотреба до специальной техники.
Дружественные отношения между Россией и Поднебесной гарантируют стабильность бизнеса на импорте из Китая. Для того чтобы выйти на этот рынок, нужно проделать подготовительную работу, но выгода уже в ближайшей перспективе стоит того.