Что можно рассказать?
Сначала нужно определиться, зачем у вас спрашивают банковские реквизиты. Если вам должны перевести деньги, вы можете сообщить название банка и номер телефона, к которому привязан счет. В большинстве случаев этой информации хватит для перевода.
Кроме того, можно сообщить номер банковской карты. Он расположен на ее лицевой стороне и чаще всего состоит из 16 цифр. Зная этот номер, вам можно отправить деньги через мобильное приложение другого банка, терминал или банкомат. Называть номер карты безопасно, если вы не сообщите еще и другие реквизиты.
Важно помнить, что нельзя передавать другую информацию — например, реквизиты карты и SMS/PUSH-коды. Банк рассылает их для подтверждения ваших операций или входа в личный кабинет. Это дополнительная защита ваших счетов от аферистов.
Здесь есть исключение. Когда вы сами звоните в банк, сотрудник должен убедиться, что это действительно вы, а не мошенник. Для этого он спросит ваше ФИО, номер паспорта, а также может уточнить последние четыре цифры номера карты. По ним он быстро найдет ее в системе, чтобы разобраться в ситуации. Также он может спросить кодовое слово. Вы указываете его, когда подписываете договор с банком. Если вы не помните это слово, банк, а именно кол-центр, может отправить SMS-код для подтверждения личности.
Также вы можете назвать номер расчетного счета. Он состоит из 20 цифр. Его можно узнать в онлайн-приложении банка. Переводы по номеру счета предпочитают юридические лица — к примеру, при оплате работ и услуг. Дополнительно они запрашивают реквизиты банка получателя — БИК, корреспондентский счет. Их тоже можно называть, ведь эти данные общедоступны и не открывают доступ к вашим накоплениям.
Мошенник не сможет вывести деньги с ваших счетов, зная лишь название банка, ваш телефон, номер карты или счета. Однако преступники часто используют эти данные в многоступенчатых схемах обмана.
Например, они звонят якобы из «отдела расследования полиции», обращаются по имени-отчеству и называют номер карты. Так они стараются внушить доверие, а затем убеждают перевести деньги на мошеннический счет.
Следовательно, никакую информацию о своих счетах и картах не стоит передавать другим без надобности. И ни в коем случае не публикуйте свои персональные данные и банковские реквизиты в открытом доступе, потому что аферисты внимательно их изучают.
Всегда звоните по официальному номеру банка, указанному на его сайте или на обороте карты. В таком случае можно без риска сообщать оператору информацию, которую он запрашивает. Но если вам внезапно звонят из банка и просят уточнить конфиденциальные данные, лучше положите трубку. Даже когда у вас на телефоне высвечивается знакомый короткий номер банка, он может оказаться подменным. Лучше самостоятельно набрать номер горячей линии и прояснить ситуацию. Вместе с тем помните, что банк никогда не связывается с клиентом в Telegram, WhatsApp и других мессенджерах.
Какие банковские данные нельзя никому сообщать и почему?
Есть данные, которые сотрудники банков никогда не спрашивают. Поэтому если кто-то пытается их у вас узнать, вы точно столкнулись с мошенниками. Важно всегда держать в секрете:
Три цифры с оборота карты — код CVV (Card Verification Value) или CVC (Card Validation Code). Эти цифры должны быть известны только вам. Обычно их надо вводить при оплате покупок в интернете. Если вы сообщите эти цифры мошенникам вместе с реквизитами карты, вы можете потерять свои деньги.
Срок действия карты. Иногда для онлайн-покупок по карте не нужен ни CVV/CVC-код, ни пароли и коды из SMS и push-уведомлений от банка. Хватит номера карты и срока ее действия. Поэтому его тоже нельзя никому называть. Настоящие сотрудники банка и сами могут его проверить.
ПИН-код карты. Держите его в секрете, не пишите на карте и не храните рядом. Если мошенник ее украдет, то снять все деньги со счета для него не составит труда.
Мошенники узнали реквизиты — что делать?
Срочно заблокируйте карту. Это можно быстро сделать в онлайн-приложении банка или по номеру горячей линии. Так вы отрежете мошенникам доступ к деньгам на счете, и, возможно, они не успеют украсть все ваши накопления.
Помимо этого, стоит заблокировать дистанционное банковское обслуживание. Это можно сделать самостоятельно через личный кабинет — необходимо отвязать все устройства от него. Например, в мобильном приложении вам нужно зайти в системные настройки банка и нажать кнопку «завершить другие сеансы».
Если злоумышленники заполучили логин и пароль от вашего личного кабинета на сайте банка, попросите оператора горячей линии немедленно отключить дистанционный доступ к счету. Иначе преступники смогут не только присвоить все ваши сбережения, но и оформить кредит на ваше имя.
Затем карту надо будет перевыпустить — тогда ее реквизиты изменятся, а прежние, известные преступникам, станут недействительными. Для онлайн-банка создайте новые логин и пароль.
На всякий случай запросите свою кредитную историю. Так вы убедитесь, что мошенники не оформили займы на ваше имя.