Художники, архитекторы, дизайнеры, музыканты и другие представители творческого сообщества часто оказываются в ситуации – «а как мне заработать на том, что я делаю?». В этой статье рассказываем, как креаторам начать бизнес, почему лучше продавать свои работы в чистую – через ООО или ИП – а не через соцсети, какие меры поддержки есть для творцов и какие перспективы у этой отрасли.

8 декабря 2022
Кристина Оленёва

Представим, что некая Мария – художница и дизайнер, она делает из глины удивительную керамическую посуду, а также пишет картины. Девушка окончила специализированный ВУЗ и действительно мастер своего дела. Мария решает начать продавать свои произведения, и самый очевидный, казалось бы, вариант – продвигать себя, свой личный бренд и продукцию через социальные сети. Но конкуренция огромная, а отечественный медиа-рынок и социальные сети подстраиваются под нынешние реалии. Для продвижения необходимы деньги, которых, предположим, у Марии нет. Какие еще варианты у нее есть?

Креативная экономика – что это?

Для начала стоит понимать, что творческие индустрии – важная и неотъемлемая часть финансовой системы нашей страны. К креативным отраслям относятся: кино, архитектура, изобразительное и театральное искусство, мода, дизайн, реклама, анимация, народные художественные промыслы, разработка видеоигр и ПО, музыка и издательское дело.

Креативная экономика продолжает набирать обороты и активно развиваться не только в Москве, но и в России в целом. Так, на соответствующий запрос индустрии, в федеральном законодательстве было закреплено понятие креативного кластера. Об этом говорится в утвержденной концепции развития творческих индустрий до 2030 года.

«Все эти сферы при должной поддержке могут привлекать инвестиции, составлять значимую долю ВВП, способствовать созданию новых рабочих мест и развитию экономики в целом», – говорится в распоряжении Правительства России.

Всем выйти из сумрака

Только в Москве придумывают, реализовывают и продают свои проекты и продукты свыше 100 тысяч креативных предпринимателей. В 2019 г. в креативной экономике России работали 4,9 млн человек, это 6,8% всех занятых в стране. Число продолжает расти. Главный вопрос от представителей творческих индустрий: «Зачем мне открывать ИП, если я и так зарабатываю?». Ответ прост: чтобы легально вести свой бизнес, платить налоги и получать поддержку государства.

В том, чтобы открыть ИП нет ничего сложного: необходимо заполнить заявление о государственной регистрации ИП по форме № Р21001, указать в нем сведения о заявителе, выбрать вид деятельности (ОКВЭД) и налоговый режим (это уже по желанию). Эти документы можно подать электронно, через портал «Госуслуги» или прийти лично в МФЦ. Далее будет необходимо заплатить пошлину в 800 рублей и подождать до трех рабочих дней. Все, вы предприниматель! 

Открыть ООО (Общество с ограниченной ответственностью) можно по точно такому же принципу.

Но даже если это покажется вам сложно процедурой, то всегда можно обратиться в ПСБ – здесь можно зарегистрировать свой бизнес онлайн. Для этого не нужно идти в налоговую, МФЦ или отделение банка, а из документов вам понадобятся только паспорт и СНИЛС. Кстати, все оформление, выпуск квалифицированной электронной подписи и открытие счета предоставляется бесплатно.

Кстати, если мы говорим о художниках и дизайнерах, как наша героиня Мария, то для них есть еще один вариант продвижения. Речь идет о взаимодействии с галереями. Принцип работы такой: творец приходит, показывает свои работы и, если они понравятся, то художник будет выставляться в этом месте, а также сможет участвовать в специализированных ярмарках. Самые крупные и известные из них: ярмарка современного молодого искусства blazar и Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow.

Поддержка государства – большой плюс

В столице, например, совершенствуется инфраструктура (появляются креативные кластеры и пространства, где художники или дизайнеры могут собираться, обмениваться опытом или проводить мастер-классы), готовятся кадры, Правительство города готово продвигать продукцию на отечественном и международных рынках, а также оказывать отрасли финансовую, консультационную и образовательную поддержку.

Что касается помощи от государства, то один из ярких примеров – мера о компенсации затрат по лицензионным договорам на прокат российских фильмов и анимации. Такая поддержка оказывается Москвой столичным кинотеатрам. Город финансирует 100 процентов расходов, понесенных в период с 1 января по 31 мая 2022 года, а также 50 процентов расходов за время с 1 июня по 31 декабря 2022 года. Для одного кинопрокатчика максимальный размер выплат составит 50 миллионов рублей. Помимо этого, гранты выделят на рекламу отечественного кино.

На федеральном уровне прорабатываются такие финансовые меры поддержки, как кредитование креативных предпринимателей под залог интеллектуальной собственности или привлечение венчурного финансирования в отрасли.

Стоит также отметить, что всех творцов нашей страны объединяет Russian Creative Week (Российская креативная неделя) – главное федеральное событие в сфере креативных индустрий, витрина достижений авторов и компаний. В этом году мероприятие проходило с 7 по 10 июля. РКН – это также пространство для открытого диалога всех участников. В рамках мероприятия проектировались новые креативные отрасли, формировались стратегии национального творческого продукта, находились эффективные модели работы и жизни в новой экономической реальности.

Предполагается, что системная государственная поддержка творческих индустрий позволит к 2030 году увеличить их долю в российской экономике с нынешних 2,2 до 6%, а также увеличить долю граждан, занятых в креативных профессиях, с 4,6 до 15%.

Таким образом, став предпринимательницей, наша героиня Мария сможет рассчитывать, например, на бесплатное участие в ярмарках современного искусства или на размещение своей продукции на крупных российских маркетплейсах, а также на продвижение в деловых и развлекательных СМИ и телеграм-каналах. Компенсировать расходы на оформление стенда на художественном мероприятии или вернуть стоимость швейных машинок и материалов для пошива вечерних платьев – на такую поддержку могут рассчитывать предприниматели в сфере креативных индустрий. Все меры поддержки, которые предоставляет государство, помогут не только разрекламировать бренд, но и дать мощный старт бизнесу и хороший доход.

Поделиться:
Напишите что-нибудь и нажмите Enter