Значительная часть успеха офлайн-бизнеса зависит от расположения точки продаж. Важно учитывать близость к транспортным узлам, демографию жителей района, магазины конкурентов рядом с вашим и многие другие факторы. Объясняем, как расположить точку продаж для максимального успеха вашего бизнеса.

6 сентября
Евгений Смирнов

Офлайн-бизнес на подъеме

После спада на фоне пандемии и перемен в экономике в 2022 году офлайн-торговля начала возвращаться к прежним высоким показателям. Так, в первой половине 2024 года 60% от общего числа покупок пришлось на офлайн, а 40% — на онлайн. При этом еще годом ранее соотношение было противоположным.

Предприниматели уже обратили на это внимание и начали вкладываться в точки продаж. В Москве объем инвестиций в стрит-ретейл в 2023 году вырос на 55% и достиг 1,8 трлн руб. Количество вакантных помещений тоже достигло в прошлом году рекордного минимума — в востребованных местах их стало меньше 10%.

Однако инвестиции в офлайн-бизнес не гарантируют успеха. Помимо бизнес-модели и хорошо подобранного товара, у точек продаж есть еще один важный фактор, определяющий их успех: расположение. Разберемся на примере Москвы — самого горячего рынка уличных продаж, на что нужно обращать внимание, чтобы выбрать лучшую локацию для вашего офлайн-бизнеса.

Выбор района

Точки продаж преуспевают или становятся убыточными за счет объема трафика, который они могут привлечь. Онлайн-реклама здесь может помочь не всегда: клиенты из интернета вряд ли поедут в вашу кофейню в другой район. Поэтому особенно важно выбрать такую локацию, которая обеспечит максимальный приток клиентов в ваш бизнес.

О популярности районов для офлайн-бизнеса можно судить по количеству предложений продажи или аренды помещений для стрит-ретейла. В Москве большинство таких предложений (57%) в пределах ТТК — МКАД, 16% — в пределах Садового кольца, а 15% — в Новой Москве. Еще один важный фактор — количество пустующих, невостребованных точек. В Москве их больше всего в новостройках в спальных районах, которые возникли относительно недавно: там простаивает от 50 до 60% недвижимости под ретейл. Меньше всего вакантных мест в старых спальных районах (всего 5%) и в центре (10%).

Конечно, не каждый бизнес может позволить себе торговую точку в центре города, поэтому нужно найти баланс между оптимальной ценой и большим трафиком на районе. В Москве самые дорогие помещения для стрит-ритейла находятся в ЦАО — они стоят в среднем 537 300 рублей за квадратный метр. На втором месте ЮАО (341 100 рублей) и Западный административный округ (320 100 рублей). Наиболее дешевые помещения в Зеленоградском административном округе — в среднем 179 800 рублей за квадратный метр.

Как понять, что в районе будет хороший трафик

1) Составьте портрет жителей района. Вам нужно определить целевую аудиторию вашего бизнеса и понять, в каком районе вы ее с большей вероятностью найдете. Это зависит от многих факторов: сколько зарабатывает ваш типичный клиент, где любит проводить свободное время, живет ли один или с семьей.

Далее изучите потенциальные районы, в которых вы хотите открыть торговую точку. Почитайте связанные с ними социальные сети, отзывы жителей на расположенные в них жилые комплексы. Например, если вы продаете товары для детей, вам лучше подойдут спальные районы, поскольку там чаще селятся молодые семьи. А магазин с модной одеждой лучше расположить ближе к центру — в ЖК экономкласса вы вряд ли выйдете на свою целевую аудиторию.

2) Проанализируйте транспортную доступность. Близость торговой точки к основным транспортным и пешеходным артериям влияет на ее стоимость даже больше, чем расположение в престижных центральных районах. Отследите по онлайн-картам, насколько близко потенциальная точка для вашего бизнеса находится к станциям метро, загруженным проезжим улицам, местам частого скопления пешеходов.

Не для каждого бизнеса близость транспорта одинаково важна. В салоны красоты и клиники, к примеру, скорее всего будут приходить в основном жители соседних домов. А вот чтобы купить вещи или продукты, клиенты чаще будут приезжать на авто, поэтому для таких торговых точек важно наличие удобного проезда и находящейся неподалеку парковки.

3) Перспективы для роста

Это особенно актуальный пункт для тех, кто открывает бизнес в спальных районах. В центре города все достаточно стабильно, а удаленные части города постоянно меняются: в них появляются новые ЖК, открываются станции метро, проводятся шоссе и транспортные развязки.

На момент покупки или заключения договора об аренде торговая точка может стоить дешево, так как район не обещает большого трафика клиентов. Однако если вы знаете, что в ближайшее время в пешей доступности от нее построят ЖК на несколько сотен квартир, то инвестиция в такую точку становится куда более привлекательной.

Чтобы понять перспективы района, изучите планы города по развитию транспортных сетей. Где планируется открывать новые станции, новые дороги? Пообщайтесь с застройщиками и проанализируйте их планы — насколько крупные ЖК они хотят построить в интересующем вас районе? Как быстро они обычно заполняют сданные объекты?

4) Проанализируйте конкурентов. Тут есть две крайности, которых стоит избегать: если в месте, где вы планируете разместить свою точку, слишком много однотипных бизнесов или, наоборот, нет ни одного бизнеса в вашей категории услуг. Хотя размещать бизнесы одного типа рядом выгодно, местный рынок уже может быть перенасыщен. Ну а если в районе никто не торгует теми же товарами, то многие предприниматели уже пришли к выводу, что здесь для них нет ЦА.

При расположении точки продаж важно собрать как можно больше информации как о месте, так и о вашем бизнесе. Вам нужно учитывать особенности вашей целевой аудитории и бизнес-процессов — цепочки поставок, методов работы с клиентами, уникальных свойств ваших товаров и услуг. Идеальная локация работает в гармонии с бизнесом и обеспечивает максимальную отдачу от вложенных в нее средств.

теги:
Поделиться:
Напишите что-нибудь и нажмите Enter