Собрать хорошую рабочую команду означает не только подобрать специалистов на все необходимые позиции, но найти людей, которые бы сочетались между собой по подходу к работе. Это не самая простая задача, которую отчасти могут закрыть тесты, а полностью — только совместный опыт работы.
Для того чтобы оценить, как работник будет справляться с задачами, необходимо определить, как он воспринимает и анализирует разные виды информации, конкретные ситуации, насколько быстро реагирует. Под каждую задачу подбирается свой тест, и при приеме в крупную компанию обычно используется их комбинация.
Числовые и вербальные тесты
Одними из самых частых являются числовые и вербальные тесты, которые выглядят, соответственно, как фрагменты графиков, таблиц, текстов и вопросы к ним. Разделение на математиков и гуманитариев для современного мира неактуально: нужно уметь все. Этот тест показывает, насколько быстро человек способен анализировать, не допуская при этом ошибок, — это важно для понимания обучаемости потенциального сотрудника. Числовые и вербальные тестирования использует большинство компаний, так как освоение новых задач актуально для любой позиции.
Логические тесты
Если вы когда-либо пытались пройти тест на IQ, вам несложно будет вообразить себе состав логических тестов: они часто направлены на поиск закономерности, представлены в виде графических картинок и измеряют ваши способности работать с абстрактной информацией и задействовать пространственное мышление. Такие тесты применяются для позиций, где требуется решать нестандартные задачи, проявлять креативность и инициативность.
*Тесты выше часто объединяют в одну группу под названием «когнитивные» и дают в совокупности, так как их результаты могут дать много информации о соискателе, которую невозможно получить другими методами отбора.
Кейсы
Нетривиальные рабочие ситуации, которые HR или руководитель описывает соискателю, а потом предлагает порассуждать, как из них выйти. Многие работодатели считают кейсы наиболее эффективным способом оценки мышления кандидата: вариантов ответа может не предполагаться, проблемные ситуации могут имитировать те, что реально происходят в компании, а в процессе разговора можно оценить пошаговое осмысление задачи, а не только конечный ответ. Слабая сторона кейсов, пожалуй, только в том, что они требуют времени на проверку ответов каждого кандидата. Автоматизировать этот метод крайне сложно.
На знание языка
В глобализированном мире без знаний дополнительных языков обойтись сложно, но такой тест применяется не только для того, чтобы выяснить, не соврал ли кандидат о своем уровне английского в резюме. Знание дополнительного языка — индикатор высокой обучаемости соискателя, так как в процессе рождается понимание функционирования языка как системы и развивается способность создавать новое из усвоенного — такие навыки полезны и необходимы на множестве должностей и являются индикатором потенциальной эффективности.
На тип личности
Иногда работодатели или HR стремятся создать «идеальный» коллектив, основываясь на подборе сотрудников по типам личности. Такое желание понятно: в команде хочется избежать проявлений нездоровой конкуренции, пассивности или антилидерства. Но тесты на тип личности подвергаются серьезной критике как необъективные, поэтому, если опираться только на них, возрастает риск отказать хорошему кандидату и принять плохого, если, согласно тесту, второй лучше «впишется». Однако такие тесты могут неплохо проявлять себя как дополнительный инструмент и подсказывать, какой подход будет эффективен для каждого конкретного сотрудника.
К сожалению, как бы ни были продуманы тесты, они не дают 100-процентной эффективности. Подбор персонала — это, возможно, самая сложная задача для работодателя, но на деле даже самый хороший сотрудник может разочароваться в компании или конкретных задачах, стать пассивным в силу личных причин или поменяться благодаря работе в этой компании. Поэтому самым эффективным тестом по-прежнему является время, в течение которого сотрудник может проявить все свои положительные и отрицательные качества, однако благодаря таким тестам все же удается снизить вероятность ошибки и следующего за ней ущерба.