Мы просто решили сделать IT-компанию
2014 год, 4 друга, никаких знаний в IT. Это был живой интерес и огромный челлендж. Даже сейчас каждый новый проект остаётся вызовом для всей команды, хотя мы набрались опыта.
Необязательно что-то знать, чтобы заниматься чем-либо. Нужно просто правильно всё организовать и погрузиться в процесс.
Я учился в МГИМО, изучал международные экономические отношения и японский язык. Потом устроился на госслужбу, заскучал и захотел попробовать что-то новое. Я никого не знал в сфере разработки, но решился – во многом благодаря поддержке друзей, которые потом стали партнёрами по бизнесу. Мы набили все шишки, которые набивают себе начинающие стартаперы. Да, всё казалось проще, но мы смотрели на ошибки как на возможность прокачаться и освоить новую сферу.
В 2014 было тяжко: мы делали проекты без ТЗ, менеджера и управленческого учёта. Читали vc.ru, который тогда ещё назывался «Цукерберг позвонит» и воодушевлялись крутыми кейсами. Правки вносили по ходу дела и учились с друзьями, которые доверяли нам, новичкам, свои идеи. Мы не умели вести процессы, но нас выручил приход технического директора и опыт коллег по цеху — люди в IT охотно делятся историями неудач, чтобы уберечь юнцов от ошибок. Этим в том числе нам и нравится эта сфера.
Мы начали с сайтов:
для бутик-отеля, сервиса заказа строительных документов, галереи современного искусства. Так мы набрались опыта на простых задачах и перешли к более сложным. Уже тогда мы накапливали знания в консалтинге для ведения проектов от и до.
Первым из таких была идея комплекса несетевых отелей — «aZENt». Мы начали заниматься ей весной 2017 года. Самое интересное в ней то, что придумал её индус. До этого он занимался консалтингом в энергетике. Однажды ему настолько понравилась Россия, что он переехал сюда и задумал сделать сервис по поиску доступных гостиниц по всей стране. Он решил не работать с коллегами из Индии и обратился к нам, мы общались на английском. Здесь мы столкнулись с «первой ошибкой стартапера».
Продаёт не дизайн. Продают маркетинг и реклама
В этой нише высокая конкуренция, и мы советовали клиенту обратить больше внимания на рекламу. Но её было мало, и сервис не так популярен, как хотелось бы. Сейчас в сети много российских городов, даже Калининград и Владивосток, больше 100 гостиниц с гарантией лучшей цены за номер и возврата денег, если что-то не понравится.
Потом мы занялись мобильными разработками
Первым был проект «Qach». Это приложение, которое показывает бесплатные акции в ресторанах и кафе рядом с пользователем. Каждая длится от часа до 2 дней. На телефон приходит push-уведомление, ты бронируешь своё участие и едешь, например, за бургером, показываешь код из приложения официанту и вуаля. За всё время только 20% тех, кто отметился, не пришло за подарком. Слоган проекта – «Just free», а ещё игра слов в названии: qach созвучно с catch. И акции нужно ловить, обычно у ребят 100 пицц разлетаются за 3 минуты!
Мы дали старт идее моего друга Сергея, с которым вместе придумали MWP – минимально жизнеспособный продукт. Это была основа, из которой мы убрали всё лишнее, чтобы ускорить процесс, и всё получилось.
У «Qach» более 2000 скачиваний и 4 приложения: для гостей и для ресторанов на IOS и Android. Проект живёт и сейчас, ребята уже год трудятся над новой версией: они хотят доработать систему баллов и сделать доступной бронь нескольких акций сразу.
И «aZENt», и «Qach» были аутсорс-проектами. А ещё был «FoodBerry», наш первый крупный внутренний проект-стартап. Мы первыми в России сделали сервис предзаказа еды в ресторанах: в приложении выбираешь ресторан, блюдо и время, когда ты будешь на месте. Также можно выбрать, хочешь ли ты поесть в заведении или взять всё с собой. После этого оплачиваешь счёт, видишь процесс работы над заказом на экране и в назначенный час забираешь горячий обед. «Пусть еда ждёт вас, а не вы еду» – так наша команда выразила суть проекта.
Для каждой позиции меню мы указали примерный срок приготовления, чтобы человек мог рассчитать своё время. Также в приложении можно было предложить добавить свой любимый ресторан. Заведениям мы предлагали быстрый старт, размещение их акций в приложении и брали комиссию за пользование сервисом. В «FoodBerry» было 50 ресторанов: «Мандарин. Лапша и утки», «Sisters Café», «Воронеж», «Чайхона № 1», «Винный буфет», «Сугудай». Про нас рассказывали Cosmopolitan, The Village, Афиша.Daily.
Мы ошиблись и взяли рестораны с ценником, который высок для того, чтобы часто там заказывать. Сейчас проект заморожен и лежит у нас в портфолио.
Штат у нас совсем небольшой:
всего 7 человек [прим.ред — на момент интервью, 2018 год]. Среди них менеджер, который координирует действия команды и общается с клиентами, дизайнер, фронтенд-разработчик, iOS- и Android-разработчики и два серверных. Мы уже умеем грамотно делать продукты на аутсорс и начали заниматься своими. Их уже половина от общего числа.
Иногда бывает сложно вести проекты полностью, учитывать все этапы разработки. Много времени занимает подготовка к запуску с нуля. Особенно если работаем с клиентом: мы часто объясняем, почему одни звенья цепи необходимы, а другие только будут мешать. Ведь разработка – это алгоритмы, которые идут один за другим. Здесь происходит столкновение интересов, когда команда движется последовательно, а клиент просит всё сразу.
Однажды к нам обратился человек из нефтегаза, который захотел свой стартап. Он никак не соглашался утвердить дизайн будущего сайта, и мы работали по наитию, каждую неделю внося бесконечные правки.
На середине он заметил, что на главной странице нет ключевой кнопки, без которой ничего не будет работать. А мы уже вовсю занимались внешним видом сайта. Чтобы её втиснуть, пришлось откатить часть кода назад, и мы потратили на дизайн 4 месяца, хотя выделили на него 2. С тех пор мы ведём проекты заказчиков по системе Waterfall и доверяем в организации процесса только себе.
Чтобы говорить на одном языке с разработчиками, я углубил свои знания и в методиках управления, и в IT. Я читал про Agile, Scrum, освоил таск-трекеры и CRM-системы, азы digital-маркетинга.
Сейчас я чётко вижу причины прошлых неудач
Ни у кого из команды не было ни опыта, ни успешных кейсов, ни представления о том, чем же мы будем заниматься. Всё брали наскоком, потому что хотелось действовать. Позже мы поняли, что в основе бизнеса лежит экспертиза.
Всегда рано расслабляться
Перед нами стоит задача: определиться, куда двигаться. Это будет или ведение продукта от начала до конечной точки – продуктология, или консалтинг, или разработка. Собственные стартапы останутся точно: это креатив и нелинейность, всегда интересно погружаться в новые кейсы и рынки.
Сейчас мы развиваем с нуля
проект VIVART. Он заработал в сентябре 2018, а началось всё с ARTwin Gallery – сайта для галереи современного искусства. Её основали мои подруги, сёстры-близняшки, в 2012 году. Потом они учредили фонд по поддержке молодых неизвестных художников, в том числе зарубежных. Вот уже 6 лет как они приглашают меня на свои мероприятия, так я и погрузился в современное искусство. Я стал глубже понимать его, знаю работы молодых художников.
И понял, что мне есть, чем помочь этому сообществу. Считается, что представители творческих профессий не живут в достатке, и зачастую это правда. Художники зарабатывают продажей своих полотен, но если ты ещё не прославился, то не выручишь много. И Марианна, владелица галереи, прониклась моей идеей совместить искусство и технологии.
Мы придумали способ «примерки» картины, который позволяет узнать, как она будет смотреться в интерьере. У Apple сильные разработки в сфере AR, мы используем эти технологии и изменяем их под наши нужды.
VIVART доступен в App Store. Для каждой работы указано имя художника, материал и размер работы, год её создания, цена. В галерее можно выбрать любую картину, навести камеру и виртуально повесить её туда. Она отобразится в натуральную величину. Ещё мы научили систему делать коллаж из нескольких полотен и при приближении человека к стене подрисовывать раму, которую видно даже сбоку. Если всё нравится, картину можно сразу купить с бесплатной доставкой по России.
Цены начинаются от 5 тысяч рублей, для работ в единственном экземпляре это не так много. Искусство – это рынок, и на нём продают имена. Пока художник известен мало, его работы стоят в среднем 10 тысяч. Но стоит ему произвести впечатление, эту сумму можно умножать на десять. Приложение даёт шанс недорого оформить интерьер полотном, копии которого больше ни у кого не будет, дать возможность людям выбирать из нетиражных работ, в отличие от ассортимента в крупных магазинах мебели.
VIVART – моя отдушина
Для меня это личная социальная история. Россия – лишь крупица в мире современного искусства, а у него и без того тернистый путь. Работы, которые не попадают в галереи, обречены гулять по узкоспециализированным группам в Фейсбуке или Вконтакте. Это неправильно. Мы хотим помочь картинам колесить по стране и распространяться по городам. В нашем видении художник занимается творчеством и получает сумму от реализации, а мы помогаем с продажей и доставкой. Нам хочется дать понять людям, что современное искусство – не где-то далеко, оно рождается здесь и сейчас, это душа в каждой работе. К тому же, картину потом можно перепродать – это и инвестиция в будущее.
Искусство должно быть в каждом доме
Сейчас в приложении растёт охват, и мы изучаем нашу ЦА. Молодёжь начинает интересоваться искусством, на выставках стало больше молодых людей, меня радует эта тенденция. Я однажды написал каллиграфутуристу Покрасу Лампасу, он похвалил нашу задумку и предложил помощь. С VIVART всё только начинается.
Каково быть стартапером?
Это значит быть в открытом океане и не знать, куда плыть. В этом океане помогает освоиться упрямое желание найти свой путь. Появляются риски, а потом ответственность за свой штаб. Начинаешь следить за трендами: сейчас это искусственный интеллект, VR и AR, блогеры-микроинфлюенсеры, киберспорт.
Кто наши клиенты?
80% заказчиков – такие же юные стартаперы, какими были мы в начале пути. Они приходят по сарафанному радио и не боятся рисковать, они чувствуют вызов и верят в светлое будущее. Когда общаешься с ними, сам заряжаешься энергией.
Что бы я посоветовал начинающим бизнес?
Сперва написать план.
- Опросить потенциальную ЦА, использовать все ресурсы: опросы в соцсетях, Google-формы, если открываешь точку – не полениться встать там самому и спросить людей, будут ли они ходить к тебе. Если больше половины откажутся, такое дело не выгорит. Ещё полезно послушать рекомендации бизнесменов – их много, а опыт у каждого уникальный.
- Если с опросами всё хорошо, то разработать MVP. Он должен быть без изысков: только необходимый базис, который может донести посыл твоего проекта до аудитории. А также может с минимальными вложениями проверить основную гипотезу бизнес-модели.
- Применить инструменты маркетинга, хотя бы на базовом уровне.
- С самого начала налаживать управленческий учёт.
- Попробовать! Не побояться принять вызов.
Кто меня вдохновляет, что мотивирует?
Гари Вайнерчук. «Единственная ценность, которую ты можешь предложить пользователю – это время, потому что оно бесценно и невозобновляемо».
Команда, которая за 4 года привыкла к турбулентности, неустойчивости и ограниченным ресурсам – ведь мы делаем крутые штуки.
Жена, которая во всём меня поддерживает.
Моё главное дело – работа. С 2007 года я коллекционирую журнал «Top Gear». А ещё хрустальные фигурки животных.
Я скорее оптимист
Я считаю, что нам помогла не удача, а работа над ошибками. Хотя в 2014 нам не помешала бы база: курсы, книги, теория, а ещё советы людей из индустрии. Но мы справились с теми вызовами и берёмся за новые. Впереди их ещё много.
Тигры готовятся к прыжку – так можно нас описать