Ежегодно число мошеннических звонков растет, а прописанные диалоги становятся изощреннее, усыпляя бдительность людей. Только за 2021 год у россиян выманили больше 10 миллиардов рублей — в подавляющем большинстве через звонок. В этом тексте рассказываем, какие схемы наиболее распространены и как избежать «развода».

25 июля 2022
Татьяна Гуляева

Что делают мошенники?

1) Совершенствуют подходы

В 2020 году самой популярной была схема «Бдительность службы безопасности банка»: вам звонят с сообщением о подозрительной активности карты, для ее безопасности предлагается карту ограничить, предварительно назвав все данные. Эта схема быстро была раскрыта после многих печальных инцидентов, поэтому она преобразовалась в звонок «от правоохранительных органов», контекст «пресечения кражи» оставался таким же. 

Пару лет назад был актуален совет сбросить звонок и позвонить в банк самостоятельно. Мошенники использовали и этот подход себе во благо: в 2021 году обрели популярность фейковые колл-центры, куда клиент попадал как раз сразу после разговора с мошенником, оказываясь внутри ловушки. Не предполагая такого поворота событий, человек безоговорочно доверял «специалисту», которого он набрал сам.

Что делать?

Обратиться в поддержку через личный кабинет банка или напрямую в отделение. Важно! Если оператор направляет вас в конкретное отделение банка, незнакомое вам, — обращайтесь в проверенное вами лично.

2) Пользуются нововведениями банков

После того как доверие к человеческому голосу, представляющемуся работником банка, сотрудником правоохранительных органов или работником колл-центра, сильно снизилось, мошенники стали использовать роботизированный голос. Важно понимать, что мошеннические схемы не отстают от нововведений самих банков: роботы встали на службу финансов не так давно, к ним быстро привыкли, поэтому и мошенники стали их использовать. К тому же это выгоднее, чем держать большой штат телефонных аферистов.

Тем не менее робот затем все же переключает на человека, и в 2022 году в связи с общей неустойчивостью количество сценариев расширилось. Мошенники могут предлагать систему обхода SWIFT, перевыпуска карты VISA и MasterCard как уникальное предложение банка и многое другое. И, к сожалению, мошенника действительно далеко не всегда легко «поймать» во время разговора.

Что делать?

Обратиться в поддержку через личный кабинет банка или напрямую в отделение.

3) Собирают ваши данные и используют индивидуальный подход

Эксперты Group IB (один из ведущих разработчиков решений предотвращения кибератак, выявления мошенничества, расследования высокотехнологичных преступлений) предупреждают, что для достижения результата мошенники активно используют информацию из свободного доступа при подборе своих жертв и сочинении истории для них. Посты в соцсетях, метки, хештеги, к сожалению, интересны не только нашим друзьям, но и тем, кто намерен поживиться за чужой счет.

Что делать?

Закрыть профили в соцсетях и настроить параметры конфиденциальности, удалить информацию, выдающую ваши персональные данные (адрес, телефон, данные документов), реже использовать хештеги и метки, по которым можно воссоздать ваш путь. Для серфинга в интернете: использовать сервисы, сохраняющие вашу информацию конфиденциальной, отказываться от сбора cookie, если сайты предполагают такую возможность.

4) Создают фейковые фишинговые сайты и приложения

Фишинговые сайты — это копии официальных сайтов, сделанные с одной целью — выманить ваши данные, когда вы начнете делать перевод на странице. Внутри они выглядят точно так же, как обычные, и даже могут выдаваться на первых строчках в результатах поисковика, чтобы клиенты потеряли бдительность. Однако в их адресной строке будет ошибка: добавлен лишний символ или, наоборот, что-то убрано.

В последнее время мошенники совершенствуют свои методы и создают фейковые приложения, которые точно так же открывают фишинговый сайт, и из-за того, что это приложение, адресной строки не видно. К сожалению, в Google Play приложения практически не проверяются на подлинность, как не проверяется, что происходит внутри них, поэтому попасть в ловушку крайне просто. 

Что делать? 

Внимательно относиться к адресной строке и сохранять официальные сайты банков в закладках. Помнить о том, что все официальные приложения банков в Google Play сейчас преимущественно заблокированы. 

В любой подозрительной ситуации с оплатой или переводом рекомендуем связаться со службой поддержки банка на сайте или в официальном приложении.

Поделиться:
Напишите что-нибудь и нажмите Enter