Плюсы MVP
Ни для кого не секрет, что стартап — в целом затея рискованная. Большинство из них (по распространенным данным, до 90%) терпят неудачу, причем серьезная часть закрывается как раз из-за отсутствия спроса на товар. Вы тратите месяцы на разработку идеи, на превращение ее в ваш продукт мечты, но потом оказывается, что гипотеза о том, что вещь нужна рынку, была ошибочной.
Чтобы сделать полезный для целевой аудитории продукт, нужно ее очень хорошо знать, а если вы новичок в этом деле, то опираться приходится на догадки. Вот тут и может помочь MVP. Это продукт с ограниченным функционалом, но достаточным для проверки его работоспособности. С помощью него можно проверить жизнеспособность любой бизнес-идеи.
Какие бывают MVP
MVP обычно разделяют на несколько типов — в зависимости от задачи, которую он выполняет. Вот самые распространенные типы:
Консьерж
Эта модель помогает протестировать спрос на какой-то цифровой сервис в ручном режиме. Вместо того чтобы разработать сложное приложение с расширенным функционалом, вы пробуете решать проблемы клиентов самостоятельно. Как правило, это касается услуг: например, обучение английскому, клининг, подбор психологов. Проведите опрос в соцсетях и соберите данные тех, кому нужны эти услуги, попробуйте удовлетворить их запросы и поймете, будет ли иметь спрос этот цифровой сервис.
Волшебник страны Оз
Тут, как и в первом варианте, используется ручной труд, но он умело замаскирован под искусственный интеллект или программу. То есть ваши будущие потребители уверены, что с ними общается бот, а бота у вас пока нет: его работу выполняет реальный сотрудник. Это помогает выявить слабые стороны идеи и избежать ненужных трат еще до проведения масштабной и дорогой автоматизации. Можно, например, создать простой лендинг, где вы будете собирать заявки от потенциальных клиентов и обрабатывать их самостоятельно.
Краудфандинговый MVP
Этот способ тоже отлично подходит для того, чтобы протестировать спрос. Особенно удобно его использовать, если производство продукта стоит дорого, а покупателей, чтобы его окупить, нужно много. Запуская кампанию на краудфандинговой платформе, вы одновременно получаете первых клиентов и деньги для самого производства.
Чужой продукт
Нет ничего зазорного в том, чтобы использовать продукт, максимально похожий на ваш, для тестирования спроса. Так вы поймете, чего не хватает вашей аудитории в этой отрасли, сможете четко сформулировать свои конкурентные преимущества и в итоге предложить новинку, о которой все мечтали.
Как создать MVP
Как и у процесса создания товара, у MVP есть несколько этапов. Да, и тут придется сразу что-то считать, еще до того, как вы пойдете в условную мастерскую создавать ваш продукт.
- Все начинается с изучения конкурентов: какие у них есть сильные и слабые стороны.
- После того как у вас появился список конкурентов, приступайте к поиску “болей” клиента: какую их проблему вы хотите решить с помощью вашего продукта и кто в целом ваша целевая аудитория.
- Посчитайте прибыль на единицу товара: сколько нужно продать ваших условных инновационных увлажнителей воздуха, чтобы как минимум окупить средства на их производство, а еще лучше — заработать на них. Заложите все возможные дополнительные траты в себестоимость. На этом этапе отваливается большая часть идей: финмодель часто не складывается.
- Если же все сошлось, сформулируйте гипотезу, которую собираетесь проверить. Например, если речь идет об инновационных увлажнителях воздуха, то гипотезы могут быть такими:
1. Их будут покупать молодые люди, любители технологий;
2. Стоимость изготовления одного увлажнителя будет составлять 5 тысяч рублей;
3. Продаваться они лучше всего будут на маркетплейсах, где в основном и закупается молодежь.
- Выберите, как будете тестировать гипотезу. Скажем, сделайте простой лендинг, на который покупатель будет попадать из рекламы в соцсетях и оставлять заявку. Обычно такой тест длится около месяца.
- Определитесь с функционалом MVP. Наконец, вы поняли, кто ваш покупатель и что ему нужно. Время сделать свой первый настоящий увлажнитель воздуха. Он может быть неидеальным, все равно модель потом придется дорабатывать.
- Проведите тесты. Тестов должно быть как минимум два — внутренний, во время которого вы сами и команда пользуетесь новым девайсом, и бета-тестирование среди людей со стороны. Отправьте тестовую партию потенциальным клиентам (тем, кто оставил заявку на лендинге или на краундфандинговой платформе) и проанализируйте обратную связь от них.
- Исправьте все обнаруженные ошибки и готовьтесь предоставить миру свой новый прекрасный товар!
Если же гипотезы не подтвердились — ничего страшного, ведь на весь этот цикл у вас ушло всего пара месяцев и не так уж много личных средств. Можно приступать к следующей идее: как знать, может, именно она приведет вас к созданию компании!