Мягкие навыки становятся все более востребованными у работодателей: иногда их ценят выше профессионального опыта и образования. Чтобы сделать свое резюме сильнее, стоит развивать критическое мышление, эмпатию, адаптивность и коммуникабельность. Рассказываем, почему эти навыки так важны и как вы можете их развить.

22 октября
Евгений Смирнов

Что такое мягкие навыки

Мягкие навыки (также известные как гибкие или soft skills) — это те навыки, которые не относятся к конкретной профессии, но полезны в любой работе. Это могут быть как врожденные личные качества, так и приобретенные, например, умение работать в команде, организовывать свое время или управлять проектами.

Среди востребованных soft skills, которые ищут работодатели:

  • лидерские и управленческие навыки,
  • стрессоустойчивость,
  • высокий уровень адаптивности,
  • эмоциональный интеллект и эмпатия,
  • критическое мышление,
  • навыки коммуникации и работы в команде,
  • проактивность и ответственность.

Эти навыки полезны на любом уровне и в любой сфере, но особенно важны для тех, кто много общается с другими и работает в команде. Такие мягкие навыки часто играют решающую роль в назначении на руководящие должности.

Почему soft skills становятся все более востребованными

В большинстве профессий твердые навыки — те, которые применимы только в конкретной области — быстро устаревают. Новые технологии, меняющие рабочие процессы, появляются почти каждый квартал, и сотрудникам приходится осваивать новые навыки, связанные с ними.

Soft skills гораздо универсальнее. Они полезны на разных должностях независимо от сферы. Программное обеспечение может меняться, но такие качества, как организованность, стрессоустойчивость и адаптивность, всегда востребованы.

Поэтому компании предпочитают нанимать сотрудников с развитыми мягкими навыками, обучая их специальным умениям уже в процессе работы. Опрос показал, что 64% работодателей считают «Личностные качества и деловые компетенции» наиболее важными, тогда как «Профессиональный опыт» важен для 49%, а «Образование» — лишь для 28%.

Среди самых важных мягких навыков работодатели отметили следующие:

  • Умение планировать — 52%
  • Креативность — 49%
  • Аналитическое мышление — 44%
  • Многозадачность — 44%
  • Гибкость и адаптивность — 40%

Опрос выпускников вузов показал, что именно мягких навыков им чаще всего не хватает на старте карьеры. В первую очередь опрошенные указывали на проблемы со стрессоустойчивостью, ответственностью, многозадачностью и коммуникативностью.

Как развивать мягкие навыки

Мягкие навыки во многом зависят от личных качеств, таких как темперамент, экстравертность, творческое и критическое мышление. Физическое здоровье также играет роль: люди, которые заботятся о себе, легче справляются со стрессом и нагрузками. Однако развить мягкие навыки может каждый, и делать это точно стоит, поскольку они станут вашим преимуществом и помогут в карьерном росте.

Есть три способа развить мягкие навыки:

1. Обучение. Хотя мягкие навыки не преподаются напрямую, есть книги и курсы, которые помогут вам улучшить лидерские, коммуникационные и организационные способности, а также навыки управления стрессом. Начните с чтения — это не такая большая инвестиция сил и времени, как курсы, но при этом вы сможете понять, на чем стоит сосредоточиться.

2. Обмен опытом. В любой команде есть люди с хорошо развитыми мягкими навыками. Они часто берут на себя роль лидеров, даже если формально не занимают руководящую должность. Они координируют работу команды и эффективно налаживают в ней общение. Когда в рабочем процессе появляются новшества, они первыми осваивают их и помогают сделать это коллегам.

Учитесь у таких людей, перенимайте их подходы и применяйте на практике. Если у вас нет таких примеров, можно обратиться к профессиональному ментору.

3. Практика. Конечно, одной теории недостаточно, мягкие навыки развиваются через постоянную практику.

Если хотите улучшить навыки общения, участвуйте в рабочих встречах, выступайте перед коллегами и активно взаимодействуйте с командой. Чем больше вы будете выходить за пределы своей зоны комфорта, тем быстрее улучшите свои навыки.

То же самое можно сказать и про лидерские навыки. Лидеры — это далеко не всегда те, у кого есть подчиненные и важная должность. Рядовые сотрудники тоже могут проявлять инициативу и помогать коллегам работать эффективнее. Со временем такая активность поможет развить лидерские качества, а за ними не заставит себя ждать и повышение.

теги:
Поделиться:
Напишите что-нибудь и нажмите Enter