Рассказывает студия «Паровоз»

23 марта 2021
Елена Кречман

«Паровоз» одна из крупнейших анимационных студий в нашей стране. В её портфолио входят такие известные проекты как «Ми-ми-мишки», «Сказочный патруль», «КОШЕЧКИ-СОБАЧКИ», «Лео и Тиг», «Герои Энвелла» и другие.Мультфильмы этой студии показывают в телеэфире более 100 стран. В 2018 году права на показы двух мультсериалов приобрёл Netflix. О студии написала газета New York Times. Мы пообщались с генеральным директором студии Антоном Сметанкиным и узнали, сколько стоит производство мультфильма.

Антон Сметанкин
Генеральный директор студии «Паровоз»

Из чего складывается стоимость мультфильма?

Стоимость продукта в анимации, как и в любом другом бизнесе, складывается из его себестоимости. В нашем случае себестоимость мультфильма — это в первую очередь зарплата специалистам. 

Сегодня в «Паровозе» работает свыше 300 человек. Студия производит как 3D-, так и 2D-анимационные фильмы. Мы стараемся создать и развить коллектив, который в состоянии решать любые творческие задачи. В производстве задействованы редкие на рынке специалисты. Например, риггеры, связывающие работу моделлера и аниматора. Они сочетают в себе навыки программирования, прекрасное знание анатомии и другие важные умения. Таких узкопрофильных профессионалов мало, мы знаем всех самых ярких, и большинство из них работает или будет работать с нами. 

Из чего состоит процесс создания мультфильма?

Если говорить о производстве анимации, оно делится на этапы: препродакшен, продакшен и постпродакшен. Всё как в кино, но процесс производства и постпроизводства другой.

Препродакшен иногда совпадает с этапом девелопмента. В этот период придумывается идея, пишется сценарий, определяется стиль и технология дальнейшего производства мультфильма. Этот этап схож с препродакшеном в кино. В нем задействованы художники, режиссёры, сценаристы и продюсеры различных уровней: от генерального до линейного.

После того как сторибордист закончил работу над «черновиком» серии мультфильма (аниматиком) и его утвердил режиссёр, начинается производство (продакшен). В случае если мультфильм исполняется в 3D, начинается перевод 2D-изображения в 3D-пространство. Тут работают моделлеры, художники по текстурам, layout-артисты, 3D-аниматоры, отдел симуляции и специалисты по визуальным эффектам. 

На этапе постпродакшена эпизод отдают на рендер, чтобы получить из 3D-сцены плоскую картинку с нужным освещением и свойствами материалов. После рендера изображение уходит на компоузинг. На этой стадии наши специалисты осуществляют финальную сборку картинки. Потом материал будущего мультфильма отдают на монтаж. Смонтированные ещё на этапе препродакшена голоса персонажей отправляют звукорежиссёру, который собирает их в единое целое, а также делает звуковой дизайн серии. Готовая серия отправляется в отдел технического контроля, а через какое-то время появляется на экране и радует зрителей.

Кто рождает идеи и как продвигаются мультфильмы?

На этапе поиска идеи сценарный и креативный отдел студии работает в связке с с редакторским и продюсерским коллективами детских телеканалов, прежде всего — с генеральным продюсером телеканала «МУЛЬТ» Татьяной Цываревой.

Дальше эти идеи мы презентуем нашему главному партнёру — компании «Цифровое Телевидение», которая выступает для нас основным заказчиком, продюсером и вещателем наших мультфильмов через детские телеканалы «МУЛЬТ», Ani, «Мультимузыка», «Мама» и др.  

После того как мы придумали идею и вместе с партнёрами определили её направление, мы начинаем разрабатывать её внутри студии более подробно — осуществлять тот самый препродакшен.

Сколько примерно стоит сделать мультфильм?

Мультфильмы делаются сезонами. Существует формат, который привязан к сетке вещания, и этот формат в зависимости от территории может быть немного разным. Мы ориентируемся на такой хронометраж серии: 5, 5-7 минут, 11 минут и 22 минуты. Если мы говорим про современный мультсериал из 26 серий, то ориентировочно его создание будет стоить от 70 (2D-анимация) до 200 (3D-анимация) миллионов рублей за один сезон. 

Студия «Паровоз» является частью большой группы компаний. Мы отвечаем непосредственно за производство. Наш генеральный партнёр — компания «Цифровое Телевидение» — отвечает за монетизацию контента через рекламу и платную дистрибуцию. Компания «0+ Медиа» занимается реализацией лицензий: всем, что связано с игрушками, товарами, мероприятиями, лицензиями на кондитерские изделия, спектакли и проч. В целом, эта модель окупается, потому что работа по монетизации ведётся по всем направлениям одновременно. 

Удобнее ли сейчас представлять готовый мультфильм

Лучше стало с той точки зрения, что покупателей стало больше. Хуже — потому что покупатели стали меньше платить или вообще перестали это делать. Также с появлением большого количества стриминговых платформ аудитория очень сильно «размазалась» между телевизором и непосредственно платформами. Ты не можешь встать на одну платформу и получить достаточную аудиторию для того, чтобы твой мультик стал узнаваемым. Ты должен встать на все — только тогда у тебя появится больший шанс, что твой мультфильм увидят массы. Если ты встал на несколько крупных, то всё равно получишь конечную аудиторию всего лишь в 30%, но никак не в 80-90%.

28 октября текущего года в прокат выйдет наш первый полнометражный фильм «Кощей. Начало». Он сейчас находится в завершающей стадии производства.

Прокатчиком выступит компания «Каропрокат». Картина основана на вселенной «Сказочного патруля» — самого успешного нашего мультсериала с точки зрения аудитории и денег. История, которую мы придумали про Кощея, кажется нам интересной, потому что и Кощей, и другие персонажи из этого фильма представлены в совершенно новых образах — необычных, не таких, как мы привыкли их видеть.

Мы надеемся, что зрителю эта идея понравится так же, как и нам.

В прошлом году студия «Паровоз» произвела 1400 минут анимации. Мы гордимся этим результатом. Это непростая работа и очень большой объём. По объёму производства мы — лидеры среди других российских студий, включая «Союзмультфильм».

Конечно, мы все конкурируем, потому что работаем на детскую аудиторию до 12 лет, а это основная аудитория анимации в России. И её нужно покорить.

Поделиться:
Напишите что-нибудь и нажмите Enter