Кому нужны МСБ на бирже
Со стороны может показаться, что фондовая биржа — это что-то исключительно для крупных корпораций, госкомпаний или как минимум для очень многообещающих стартапов. Однако многие малые и средние предприятия успешно используют биржу как инструмент для финансирования бизнеса.
На Московской бирже с 2019 года действует проект «Сектор роста», который помогает малому и среднему бизнесу размещать на бирже свои первые облигации или выходить на IPO. На 2023 год 50 компаний выпустили облигации по этому проекту на общую сумму более 50 млрд рублей.
Конечно, это лишь небольшая часть из 2,3 млн предприятий МСБ в России. Эксперты считают, что программа Московской биржи пока что актуальна для средних компаний с достаточными объемами размещения. Однако этот проект и другие программы господдержки малого бизнеса продолжают развиваться. О необходимости привлекать МСБ на биржу ранее заявляла глава Центробанка Эльвира Набиуллина.
Выход на биржу — это как минимум интересный инструмент, который нужно иметь в уме, когда ваш бизнес достигает определенного уровня успеха.
Биржа — альтернативный источник финансирования для МСБ
У МСП есть не так много вариантов для получения финансирования, как у более крупных компаний. 76% малых предпринимателей получает кредитование в банке, а еще 14,6% обращаются в лизинговые компании.
Биржа дает МСП альтернативный способ финансирования — выпуск облигаций, то есть ценных долговых бумаг. Когда инвестор покупает на бирже облигации, он, по сути, выдает компании кредит с целью получить с него доход в будущем. В отличие от акций, стоимость которых меняется, облигации дают владельцу право на получение заранее фиксированного дохода, оговоренного выпускающей компанией.
Корпоративные облигации бывают купонными и дисконтными. По купонным облигациям инвестор получит проценты от номинальной стоимости бумаги, а дисконтные облигации при покупке стоят ниже номинальной стоимости, но погашаются по номинальной. Сроки погашения облигаций четко обозначены при их покупке.
У такого финансирования есть много преимуществ:
- компания может ускорить процесс финансирования и получить больше средств;
- она не концентрирует все риски на одном кредиторе и работает с широким кругом инвесторов;
- для привлечения средств таким способом бизнесу не нужны залоги и поручители;
- компания может решать долговые вопросы в более гибком формате — выкупать долг, гасить облигации частично и поэтапно.
Недостатки и риски выхода на биржу для МСБ
Выход на биржу не панацея для малого бизнеса в поисках финансирования. У этого процесса есть много сложных моментов, которые предпринимателю нужно взвесить перед принятием решения о выпуске облигаций или IPO.
1. Это дорогостоящий процесс. Компании нужно провести аудит, заплатить за листинг и рейтингование. Обычно на это уходит как минимум несколько миллионов рублей. Здесь могут помочь государственные программы поддержки бизнеса, которые компенсируют расходы на выпуск ценных бумаг для МСБ.
2. Это занимает немало времени. С момента принятия решения до непосредственной эмиссии процесс выхода на биржу занимает четыре-шесть месяцев.
3. От компании требуется полная прозрачность. Для продажи ценных бумаг вам придется раскрыть инвесторам структуру вашей компании, стратегию, бизнес-план и финансовую отчетность. Вы также будете обязаны держать их в курсе всех бизнес-процессов и изменений в компании, так как они могут повлиять на котировки ваших ценных бумаг.
4. Если вы не справитесь с обязательствами перед владельцами облигаций, это сильно подпортит репутацию вашего бизнеса. Сложности с кредитами влияют только на вашу кредитную историю и отношения с финансовыми организациями. Провалы на бирже полностью публичны, и получить инвестиции после них будет очень затруднительно.
Как МСБ выйти на биржу с минимальными затратами
Выпуск биржевых облигаций — самый доступный вариант выхода на биржу для предприятий МСБ:
1. Это более быстрый и дешевый процесс, чем выпуск акций: от компании требуется меньше документов и ей не нужно проходить государственную регистрацию эмиссии через Банк России.
2. Для компаний, выпускающих облигации, ниже минимальные требования. Акции можно выпустить на минимальную сумму 500 млн рублей (или привилегированные акции — на 250 млн рублей). Общая сумма выпуска облигации должна быть не менее 50 млн рублей, а если вы получили гарантии или поручительство — не менее 30 млн рублей.
Для выпуска облигаций малые и средние компании могут рассчитывать на меры поддержки, которые гарантирует «Сектор роста» на Московской бирже: субсидии и компенсации, предусмотренные Постановлением Правительства № 2374 от 30 декабря 2020 года; гарантии по облигационным выпускам от «Корпорации МСП».
Чтобы попасть в «Сектор роста», компания должна соответствовать нескольким критериям:
- Предприятие входит в реестр МСП, платит налоги в России и работает не менее трех лет. При этом компания не находится в состоянии банкротства, ликвидации или реорганизации.
- Размер выручки компании за последний год больше 120 млн рублей. Приоритет дается компаниям, которые показали рост оборотов и прибыли за последний отчетный период. Положительно на принятии решения может сказаться и хорошая кредитная история.
- Компания получила кредитный рейтинг, либо у нее есть гарантии или поручительства «Корпорации МСП», либо ее якорным инвестором выступает «МСП Банк».
Выходить или не выходить?
Важно помнить, что выход на биржу — это инструмент для более опытных и стабильных компаний МСБ. Это серьезный шаг даже для хорошо подготовленных компаний, и он требует больших финансовых и временных затрат.
В случае успеха на бирже ваш бизнес получит альтернативный источник финансирования, который может гарантировать быстрый и стабильный рост компании. Однако перед принятием такого решения каждый предприниматель должен взвесить для себя все плюсы и минусы.