Эта персона настолько важна в жизни работника, что даже в выходные за посиделками с друзьями (теперь по скайпу) мы часто обсуждаем своих руководителей. Кому-то повезло, и ему босс – отец родной. А кто-то от одной необходимости встречи с начальством желает сбежать на край света.
Давайте поговорим о самых неприятных типах руководителей: что они из себя представляют, по какой фразе-паролю их можно вычислить, и как с ними можно сработаться, если вам хочется продолжать работать в своей компании и минимизировать расстройство от общения с начальником.
Скрудж
Пароль: «В такие непростые времена мы не можем себе это позволить», «Да за такие деньги мой племянник тебе бесплатно сделает!»
Инициативы твой босс приветствует, а вот бюджета у него магическим образом никогда на них нет. Хочешь расширить количество уникальных посетителей сайта, опубликовав рекламный пост в крупном сообществе за 2000 рублей? Так до этого же размещение в региональной полумёртвой группе стоило всего 500 рублей! Он за новые идеи, но только чтобы они стоили как можно «бесплатнее». Вот у его товарища брат сайт разработал с большой скидкой, например (и ничего, что вёрстка плывёт и цвета вырвиглазные)! В общем, понятия «инвестиция» и «цена-качество» этому индивиду не знакомы вообще. Неудивительно, что и программное обеспечение у его команды доисторическое, если вообще лицензионное. А зачем тратиться? Раньше и на коленке считали, и ничего!
Сотрудников тоже набирает по принципу уменьшения зарплатных ожиданий, прикрываясь то именем компании, то возможностями роста. Люди из его команды, приходя на собеседование в другую фирму, здорово удивляются, как мало по сравнению со среднерыночной зарплатой они получают.
Как общаться?
Попробовать посмотреть на поведение босса с другого ракурса. То, что нам может казаться неоправданной жадностью, с точки зрения руководителя может быть разумной экономией. Старайтесь выяснять желаемый бюджет заранее. К такому руководителю лучше прийти с несколькими по стоимости вариантами, прописав преимущества и недостатки каждой схемы – это он, скорее всего, поймёт, и даже может выделить побольше денег. А если вы понимаете, что вам критично недоплачивают, и ситуация в ближайшее время вряд ли исправится – однозначно ищите новую работу, а то наступит выгорание.
Семьянин
Пароль: «Я с завтрашнего дня в отпуске, но мы же одна семья!»
На вид – совершенно прекрасный босс: демократичен в общении, готов посмеяться над свежим мемом, пицца в офисе по случаю успешного окончания проекта – добрая традиция. Но если вдруг забрезжила сложная ситуация в проекте, то у него внезапный отпуск с невозвратными билетами или долгожданный выходной. Мог бы с рабочего места в аэропорт отправиться – так бы и поступал. Вместе со способностью исчезать в самый ответственный момент он прокачал навык воодушевления команды на ратные подвиги. «Я в вас верю, мы же одна семья!», «Рад работать в команде профессионалов», «Мы уже не раз показывали, что невозможного для нас нет, давайте сделаем это еще раз!». Услышал эту фразу? Готовься в очередной раз превозмогать и делать то самое «невозможное» – начальник с удовольствием похвастается своими управленческими навыками на ближайшем совещании руководителей. Как только вернется из отпуска.
Как общаться?
Нужно вытрясти из руководителя, с кем можно посоветоваться по критичным вопросам, пока он в отпуске. Коллегам из смежных отделов рассказать в курилке или за обедом, какой сложный и интересный проект вы сейчас делаете, пока руководитель постит фотки с пляжа. Тогда к возвращению вашего перелётного страуса все будут знать, кто на самом деле молодец!
Чайка
Пароль: «Всё, работайте!»
Термин «чайка-менеджмент», наверное, знают все. Прилетел, наорал, улетел. Почти как Юлий Цезарь.
С этим руководителем живёшь как на пороховой бочке: никогда не знаешь, когда он решит обрушить на тебя свой гнев. Один плюс: встреча с ним будет короткой и вряд ли на что-то серьёзно повлияет. Чайки – мастера неконструктивной критики. Выражаются общими фразами, говорят скорее о своих эмоциях, чем о впечатлениях от работы конкретного человека. Говорят, что ваши KPI – это «ни о чём» (хотя сами их и утвердили), ссылаются на беседу с генеральным директором на повышенных тонах, на небывалые требования бизнеса в наши сложные времена. Выругавшись, немедленно покидают место… бурной коммуникации, побуждая к немедленной работе и самосовершенствованию.
Привыкшие подчинённые зевают и продолжают работать в своём темпе. Кто-нибудь скинет в общий чат предупреждение, что босс сегодня не в духе. Хочешь отрастить небывалый дзен и приятие любых руководителей? Поработай год с чайкой.
Как общаться?
«Пятиминутку ненависти» воспринимать, как случайное переключение на неинтересную радиостанцию. В остальное время, скорее всего, ваш менеджер вполне адекватен.
Неуловимый Джо
Кодовая фраза: «Сейчас никак не могу, убегаю, напиши мне, я посмотрю! Всё, спасибо-спасибо!»
Если твой начальник отсутствует на рабочем месте чуть менее, чем всегда, а ты – смышлёный, и тебе не занимать изобретательности, то это к быстрому росту в другой компании. С руководителем – неуловимым Джо научишься принимать решения за начальника, пока его нет, разгребать последствия этих решений (то, что решение было неправильным, ты тоже узнаешь не от босса), и в принципе будешь легко взаимодействовать со всеми директорами подразделений. В общем, в любой компании такого потенциального сотрудника с руками оторвут.
Где в этот момент находится твой руководитель, и чем же он таким занят, что не может уделить тебе внимание – огромный вопрос. Однако суть работы с таким начальником, как в том анекдоте: Джо называется неуловимым потому, что его уже давно никто не ловит. Без него справляются.
Как общаться?
Сокращать длину вопроса до 10 секунд и ловить Джо в коридоре между бесконечными встречами. Если босс – трудоголик, можно писать ему до или после рабочего дня, когда он меньше загружен (посоветуйся с давно работающими коллегами, насколько это уместно). Если и это не помогает, то можно присмотреться, с кем из коллег он чаще всего общается, и попросить их передать ему твой вопрос – иногда это работает.
Дятел
Пароль: «А что у нас по задаче?» спустя полчаса после предыдущего визита и напоминалки в почте.
В хит-параде отвратительных начальников микроменеджер занимает почётное второе место после Скруджа. Ничто не бесит так, как бесконечные вопросы от босса о том, готова ли работа, особенно если ты человек, соблюдающий дедлайны. На его расспросы времени уходит больше, чем на саму задачу. Невольно задумываешься, насколько же руководителю нечего делать, если раз в полчаса он к тебе заглядывает и уточняет, что за последние 30 минут изменилось в актуальном статусе задачи.
Отдельный подвид – начальник, который раз в полчаса не просто спрашивает, как дела, но и при этом каждый раз подробно объясняет, какая эта задача важная, нужная и срочная, и при этом нервно реагирует на любые твои попытки вернуться к работе, требуя к своей уникальной речи внимания.
Как общаться?
Ставить его в копию всех писем, каждый вечер или утро направлять подробный статус выполненных работ. Раз в неделю встречаться для обсуждения твоей работы. Ещё можно, сталкиваясь в коридоре, как бы невзначай сказать: «Как раз сейчас над этим работаю, полагаю, в течение пары часов смогу отправить результат».
Биполярник
Пароль: «Показатели по отделу просто отвратительные! Такая прекрасная погода, совершенно не хочется работать, давайте сходим поесть пончиков!»
Если твой руководитель ведет себя таким образом, и при этом он не беременная женщина, то поздравляю – ты дрейфуешь на одной льдине с биполярником. На работу его переменчивое настроение влияет мало, а вот нервы коллегам потрепать может легко.
Как общаться?
Есть два варианта. Первый – сократить общение до необходимого минимума и, таким образом, максимально избежать взаимоисключающих тирад в свои уши. Второй – более неординарный: подружиться с боссом и попробовать разобраться, из-за чего он так себя ведёт. Возможно, в твоих силах расколдовать его переменчивый нрав и спасти психологическое здоровье всего отдела. Важно: дружить надо искренне, подчинённого-подхалима очень легко раскусить.
Рыбка Дори
Пароль: «Я такого не говорил!»
Ох уж эти руководители с амнезией! У меня самой была такая начальница: попросила выслать клиенту файл в формате pdf, сославшись на эстетические соображения, потом вызвала меня «на ковёр» с вопросом, почему отправлен pdf, а не документ Word. На мои робкие возражения был дан категоричный ответ: «Я такого не говорила и сказать не могла!». Уверена, на этом месте кто-то из вас да вздохнёт, узнав своего начальника.
В чём причина такого поведения? Руководители – тоже люди: кто-то, заработавшись, действительно забыл, что мог сказать сотруднику, а кому-то тяжело признать, что он ошибся, поэтому он выбирает не самую вежливую тактику отрицания.
Как общаться?
Все договорённости прописывать в почте или мессенджере, выбивая от руководителя письменное подтверждение. В случае возмущения предъявить переписку. Торжествовать.
Диктатор
Пароль: «Ждите дальнейших указаний»
К счастью, вымирающий вид. Сохранился, в основном, в старых российских компаниях и госпредприятиях. Чаще всего, диктатор – человек в возрасте, который воспринимает свою роль как необходимость контролировать и единолично управлять коллективом. Подчинённых воспринимает по иерархии как стоящих ниже себя, а значит, редко с ними советуется, предпочитая самостоятельно принимать решения. Как ни странно, общаться с такими не всегда неприятно, особенно если ваши взгляды на стратегию бизнеса и общее положение дел совпадают. Если же вы привыкли обсуждать важные вопросы с боссом на равных, с таким начальником, скорее всего, сработаться будет тяжело. Но есть и плюсы: свою команду диктатор бережёт от всех внешних раздражителей, и в случае претензий к вашей работе ответственность возьмёт на себя. Так что, кроме него самого, конфликтовать ни с кем из компании не придётся.
Как общаться?
Высказывать внимание и уважение к его статусу. Задавать вопросы и советоваться. Этот типаж руководителей охотно дает рекомендации по работе, поэтому сотрудник, который будет часто обсуждать с боссом дела, скорее всего, заслужит его расположение и уважение. Возможные возражения лучше также выдавать за желание посоветоваться: уточните, как справляться с возможными рисками (только перечислите конкретные риски и их последствия). Это поможет начальнику получить конструктивную критику его и решения и, возможно, что-то изменить.
Страус
Пароль: «Ой… я не знаю… Ну разберитесь сами»
Если что-то пошло не по плану, руководитель-страус умывает руки и делегирует решение проблемы своим подчинённым. Как и в работе с неуловимым Джо, с таким начальником отлично прокачиваются навыки самостоятельного принятия решений. Только обидно, что в случае, если твоё решение окажется ошибочным, ответственность понесет не босс, открестившийся от работы ещё до ее начала, а ты сам. Зато несколько таких ошибок – и дальше точно будешь знать, как решать нестандартные вопросы, а это впоследствии сыграет тебе в плюс на следующем рабочем месте.
Как общаться?
Наладить отношения со смежными отделами. Как показывает мой личный опыт работы со страусами, опытные коллеги из соседних отделов почти всегда знают, к кому можно обратиться в поисках решения или что нужно сделать.
Патимейкер
Кодовое слово: «Обсудим, организуй митинг»
Начальник-патимейкер – мишень для стендап-комиков. Рабочая группа из скетча Comedy Club «Приклеить или прибить» – пример совещания таких боссов. С одной стороны, собрать мнения коллег и постараться их учесть – это огромный плюс, но часто из конструктивного диалога собрания под руководством патимейкера переходят в бесконечные сборы «минуток» (основных тезисов встречи) и назначения следующих созвонов. На звонки добавляются коллеги из смежных департаментов, часто – трудно понимающие, зачем они тут; план действий редактируется по третьему разу, а задача так и остаётся разобранной на несколько пунктов, понятой, но не сделанной. В итоге, даже простое действие вроде редактирования описания компании на лендинге осуществляется примерно 2 месяца.
Как общаться?
Взять инициативу на себя. Разработать план действий (если он нужен) и самому напоминать коллегам о его выполнении. Не подключать к работе загруженных коллег, если их участие не является обязательным. Если босс будет против, предложи показать им финальный вариант – коллеги, скорее всего, согласуют что угодно, они не меньше тебя устали от бесконечных обсуждений по не приоритетным для них задачам. Если задачка простая, сами обсудите с коллегами их мнения, а потом идите к боссу и расскажите ему, что думают коллеги. Иногда это работает.
А если серьёзно, специфичный в работе руководитель – совершенно не редкость. Именно незаурядность мышления, умение настоять на своём или выстроить работу отдела так, чтобы он работал без вмешательства руководителя, многим из них помогает добиться своего поста и удерживать его долгие годы. Найдя подход к своему начальнику, ты откроешь для себя новые возможности для развития и, возможно, найдёшь инсайты для своей дальнейшей карьеры.
Если ты чувствуешь, что даже после следования нашим рекомендациям общение с боссом вызывает у тебя самые отвратительные эмоции, то время подумать о смене работы. Ни один токсичный руководитель не стоит того, чтобы тратить на него время и силы.