Однажды мой друг захотел продать диван. Загрузил фото на известный маркетплейс, а уже через пару часов ему позвонили… и он так обрадовался! А зря.

18 мая
Аня Воронцова

Позвонил ему мужчина, сказал, что хочет купить диван, готов прямо сейчас скинуть деньги на карту и прислать курьера. Далее диалог развивался стремительно, поэтому пройдёмся по тем «красным флагам», которые помогут вам определить злокачественный звонок.

Скорость 

Перезванивают мошенники крайне быстро, вы даже не успеете налить себе чай. Полагаем, чем выше стоимость того, что вы продаёте, тем интереснее вы для мошенников.

Зачем они это делают? Во-первых, чтобы успеть вас перехватить у реальных покупателей. А во-вторых, такая быстрая возможность продать вещь и выручить деньги очень радует продавца и выводит его в позитивное нестабильное эмоциональное состояние: вы хотите не упустить покупателя, продать и разделаться с этой задачей как можно скорее, получив деньги. 

Звук на фоне

Это так просто, но мало кто обращает внимание сразу: звонок идёт в рабочее время и на фоне обязательно будут звуки опенспейса или колл-центра. Довольно странно использовать эту уловку в период дистанционной работы, но мошенники обычно сидят в более отдалённых местах и не всегда актуализируют свои методы. Собственно, этот шум показывает, что звонит серьёзный человек, работающий, даже не может сам за диваном приехать. Разве такой может обмануть? 

Человек торопится

А теперь мы переходим к очень успешной психологической манипуляции. Да, с её помощью на удочку мошенников попадаются даже банковские сотрудники! Как? А вот так. Человек начинает вас торопить:

  • Давайте мне номер карты
  • Давайте я отправлю вам текстом, у меня сейчас нет под рукой
  • Ну найдите, нет, мне не удобно, диктуйте сейчас. 
  • Я могу отправить номер карты брата
  • Нет, давайте ваш.

На этом месте продавец должен был задуматься: какая разница покупателю, на чью карту отправлять деньги? А вот для мошенника очень важно получить именно ваши данные. 

Мой друг откопал карту, как назло, ту, на которую за день до упала последняя зарплата и компенсация за сокращение. Сумма там была внушительная. Но ему хватило ума большую часть средств перевести в накопительный счёт, с которого так просто деньги не снимешь. А вот почему:

Мошенник сказал, что у него только карта одного непопулярного банка. Товарищ работал с этим банком и решил поддержать диалог, но человек на том конце провода явно на это не рассчитывал, а потому резко пресёк его (почему бы это?). 

Далее «‎покупатель» сказал, что ему нужно привязать свою карту к карте продавца, чтобы осуществить перевод без комиссии. Он всё время торопился, говорил быстро, просил быть быстрее. Естественно, просил назвать код из смс…

Нервы и угрозы

То ли от тяжёлой жизни, то ли это тоже было уловкой, но на любые вопросы, которые могли бы изобличить мошенника, он реагировал агрессивно: 

  • Зачем вам код?
  • Ну называйте скорее!  У меня сейчас всё сорвётся! Вы что, издеваетесь?! 

Это настолько неожиданно, что ты впадаешь в растерянность. И этим тоже пользуются. Ты автоматически выполнять указания, а когда начинаешь догадываться, тебе начинают угрожать, что сейчас уведут все деньги. Называют точную сумму на карте. Откуда знают? Один код уже был назван, и человек зашёл в личный кабинет. Но пока он ничего не может украсть. 

Пробные операции

Диван продавался за 5000 рублей. Напомним, все деньги уже были на накопительном счёте. Всё, что можно с ними сделать из личного кабинета — перевести на карту и обратно. Для этого не нужны коды. Так и сделал мошенник: он дважды перевёл по 5000 с накопительного счёта на карту друга. Таким образом, пришло смс-уведомление о поступлении 10 000 на счёт. Но продавец уже догадался, что что-то идёт не так, и не поверил. Это крайне возмутило собеседника, и он снова начал оскорблять и угрожать.

Не спускать с крючка 

Когда продавец понял, что всё пропало, он попытался заблокировать свои карты из личного кабинета, но зайти не смог — пароль был изменён. Друг попросил родственника заблокировать карту через колл-центр банка, но, к сожалению, сделать это не удалось: такие операции может делать только владелец карты. В итоге мошенник страшно ругался на попытки войти в личный кабинет одновременно с ним и в итоге-таки смог увести 12 000 руб.

А когда мой друг положил трубку и хотел сам позвонить в банк, мошенник начал перезванивать бесконечное количество раз, чтобы занять линию и не дать жертве возможность заблокировать счета. 

Полиция не поможет 

Конечно же, мы сразу же обратились в банк, где составили заявку на возврат средств. Но увы, не отменили операцию, поскольку потерпевший сам лично называл коды. НИКОГДА НЕ НАЗЫВАЙТЕ НИКОМУ КОД ИЗ СМС

Потом мой товарищ пошёл в полицию, написал заявление, но… дело так и не продвинулось. Единственным плюсом этой истории стало то, что человек потерял всего 12 000 руб., а не все средства, на которые ему нужно было жить ближайшие 4 месяца. 

P.S. Так мы поняли, что жертвами мошенников становятся не только глупцы или пожилые люди. Они могут развести даже самых умных, даже тех, кто сидит в соседней комнате со службой безопасности банка, потому что мошенники применяют хитрые техники. Единственный способ не попасться — пресечь манипуляцию с самого начала. Недавно на вопрос о том, я ли перевела средства со своей несуществующей карты зелёного банка, я поинтересовалась, по какой статье сидит собеседник. Мне, мягко говоря, пожелали умереть. Зато деньги и нервы остались целы.

Напишите что-нибудь и нажмите Enter