Пандемия коронавируса, падение рубля, закрытие границ, запрет на работу общепита, введение режима самоизоляции и нерабочих недель – все эти события произошли в рекордно короткие сроки. Что делают предприниматели и как они оценивают жизнестойкость своего бизнеса после первой недели карантина? 

9 апреля 2020
Ирина Бризетко

Пицца ставит рекорды по выручке 

Дмитрий Соловьёв
Финансовый директор «Додо Пицца Евразия»
Рестораны и кафе закрыты по всей стране, и, очевидно, откроются ещё не скоро. Рынок доставки еды значительно вырос и ещё вырастет. Несмотря на то что денег у наших потенциальных клиентов будет всё меньше, людям в любой ситуации нужны радости и развлечения, поэтому пиццу будут заказывать, и наша доставка будет расти. Первые дни карантина это показывают. В Великобритании наши пиццерии поставили рекорды по выручке за всю историю Dodo Pizza UK после закрытия ресторанов. Продажи доставки в России выросли на 50–60% в сравнении с прошлым неделями.

Так, в первые дни после введения карантина мы приняли ряд решений для поддержки наших пиццерий и клиентов: 

  • снизили минимальную сумму доставки;
  • закрыли часть пиццерий и распределили доставку между оставшимися точками, чтобы повысить эффективность; 
  • партнёры сети ведут переговоры с арендодателями о снижении ставок; 
  • мы оптимизируем работу в пиццериях – стремимся добиться высокой производительность труда и сохранить команды; 
  • расширяем ассортимент доставки (ввели горячие напитки – чай и кофе, молочные коктейли, супы, каши); 
  • отказались от национальной рекламы и приостановили сбор средств партнёров в национальный маркетинговый фонд. 

При этом делаем яркий маркетинг в социальных сетях и повышаем доступность (вводим новые комбо-наборы). У нас ещё много идей. Думаем, у нашей компании есть все возможности для того, чтобы адаптироваться к новым условиям.

Кейтеринг и общепит – в убытке 

Екатерина Сенюк
Генеральный директор ресторана выездного обслуживания «Elegance Catering»
Обычно мы работаем на мероприятиях и промышленных выставках. Публичные мероприятия с середины марта были отменены на неопределённый срок, потому что введены карантинные меры. С этого времени в основной нашей деятельности работы нет.

Мы пытаемся сейчас наладить доставку на дом. Мы производим канапе, закуски для фуршетов. К сожалению, пока на нашу продукцию вообще никакого спроса нет: люди больше думают, как купить гречку и туалетную бумагу, нежели чем отпраздновать что-то. 

Мы кейтеринг. У нас нет своей площадки. У нас есть база, где мы готовим. Сотрудники сейчас просто сидят дома. Мы пока никого не увольняли. За март мы выплатили зарплату, а за апрель – пока не знаю, чем буду платить. 

Компания существует 10 лет. В 2009 году мы её открыли, кризис 2014 года пережили вполне спокойно. Но сейчас, я бы сказала, самый крупный кризис из всех, что мы видели. 

Ирина Хоменко
Владелица Фактура Бара в пространстве «Флакон»
Сейчас мы закрыты и не ведем никакой деятельности. Мы не переориентировались на доставку заказов на дом: потому что, во-первых, не готовы были к этому изначально, во-вторых, мы понимаем, что наша еда – авторская кухня, которая не может подлежать доставке. Это всё равно, что доставлять капучино, который через 2 минуты теряет все свои качества.

Все сотрудники сидят дома. Мы всё-таки очень хотим, чтобы все остались здоровыми, и как только будет возможность работать, чтобы все эти люди могли к нам вернуться. 

Мы закрыты с субботы, 28 марта, но падение спроса заметили еще в феврале. Этот месяц по количеству посетителей и гостей был ниже, чем аналогичный период прошлого года. Был небольшой всплеск гостей на 8 марта, а потом, как только всё началось, наши выручки упали на 70–80%. 

Наши прогнозы: если это всё закончится в конце апреля, то, наверное, всё будет нормально, мы выживем. А если дольше, то будем смотреть, это большой вопрос. 

В доставке тоже потери 

Мы выращиваем шампиньоны и продаем их в рестораны. Заказы от ресторанов сейчас сократились примерно на треть. Шампиньоны – продукт скоропортящийся: грибы растут, урожай нужно собирать.

Сейчас мы ищем новые рынки сбыта. Делать доставку для физических лиц смысла нет – логистика выходит дорогой. Поэтому мы рассматриваем поставки в магазины и торговые сети. Но процесс заключения договоров не быстрый и занимает примерно месяц. Также стараемся предлагать свои услуги по доставке продукции другим проектам (таким как «Кухня на районе»). Пока не успели переориентироваться полностью, не так много времени прошло. Надеюсь, что нам это удастся. 

Сергей Сапунар, учредитель компании по производству грибов «Чемпиньон»
Максим Мартюшев
Генеральный директор ООО «Зеленая компания» (доставка продуктов питания)
Количество интернет-заказов у нас осталось без изменений, а оптовые заказы (те, что для кафе и ресторанов) полностью отвалились. Заказы со стороны сетевого ритейла снизились. Мы и до этого не работали в прибыль, и у нас проект на уровне нулевой рентабельности. Сейчас убытки увеличились.

Мы не производим продукты первой необходимости. Мы занимаемся натуральными соками, фрешами, смузи. Это не хлеб, молоко, яйца, картошка. Это товары для определённого населения с доходами «средний и выше». 

Пока мы справляемся. Корректируем количество сотрудников: заказов меньше – меньше людей выводим в смену. Никого не уволили, а просто сократили количество рабочих смен.

У автопроизводств – временный простой

Владислав Айсин
Генеральный директор завода по производству автомобильной спецтехники «Мега драйв»
Ущерб в бизнесе будет в любом случае, потому что мы примерно на неделю останавливали нашу работу полностью. У нас три производства: в Набережных Челнах, Тверской и Владимирской областях. Губернаторы этих регионов выпустили указы в конце марта о приостановке производств. Мы были вынуждены подчиниться.
Сейчас всё нормально. Мы снова заработали в двух регионах, во Владимирской области был подписан документ, разрешающий работу, только сегодня [прим.ред. – 7 апреля], поэтому там мы заработаем завтра.

Простаивали производства около недели. Убытки мы еще не считали, не до этого пока. Производство – это очень инертное мероприятие: трудно разгонять, трудно останавливать. 

Для работы есть всё: шасси стоят, материалы импортные закупили заранее в большом объеме, чтобы избежать курсовых рисков. Когда только вышла новость о коронавирусе и о том, что итальянские производства остановились, мы поняли, что эта ситуация нас коснется тоже, сделали закупку материалов в большом объеме. 

По прибыли: наблюдается естественное сезонное снижение по первому кварталу, рост объемов обычно идет к концу года. А в начале года традиционно объем падает. 

Центральный офис в Московской области работал на удаленке неделю, сейчас – в прежнем режиме. Люди, которые заняты на производстве в период простоя сидели дома. Мы будем им платить зарплату в полном объеме. Мы никого не уволили, никого не сократили, я не вижу в этом смысла.

Самый главный рецепт выживания, по крайней мере, как я думаю, – работающий бизнес. Для бизнеса деньги – это кровь. Для нас это контракты, у нас они есть. Должно быть постоянное поступление денег, мы должны что-то постоянно продавать. Мы законтрактованы как минимум до середины года. 

Что будет дальше? Зарубежные комплектующие материалы в любом случае поднимутся в цене из-за изменений в курсе. Всё автоматически подорожает. Но мы это проходили и в 2008, и в 2014 годах, ничего смертельного в этом нет. Однако структура каждого кризиса отличается. Что будет в 2020 году, пока вообще непонятно. Однако я позитивно настроен: компании 20 лет, нет сомнений, что пройдем кризис. Надеюсь, то всё будет хорошо. 

Поделиться:
Напишите что-нибудь и нажмите Enter