Современная экономическая обстановка заставляет бизнесменов идти на переработки, быстро принимать стратегические решения и находить нестандартные пути для ведения бизнеса. Как сохранить баланс, если вы предприниматель, которому нельзя поставить работу на паузу ровно в 18:00?

21 октября 2022
Татьяна Гуляева

Как минус превратить в плюс?

Стресс неотступно следует за предпринимателем в его работе — как отрицательный, так и положительный. Отрицательный стресс появляется, когда что-то идет не так, срываются сделки, увольняются сотрудники и так далее. Положительный же стресс — это ситуации успеха, подтверждающие эффективность работы и побуждающие двигаться дальше. Во время кризисов, как тех, что случаются внутри компании, так и глобальных, отрицательный стресс начинает сильно перевешивать, отчего даже самым эмоционально стабильным людям приходится сложно.

Первое, что следует сделать в кризис, — определить реальный масштаб проблемы. Наш «человеческий фактор» зачастую отвечает за склонность к преувеличению, поэтому реакция на трудность может быть гораздо более разрушительной, чем она сама.

В моменте конкретная задача требует решения, чтобы быстро снизить уровень стресса. Непросто успокоить себя, когда ситуация кажется патовой. Но и отрицательный стресс можно превратить в положительный, оставив эмоции от случившегося и начав задавать вопросы, что в конкретной ситуации можно предпринять.

Кризисная ситуация может завершиться после проведения нескольких неглубинных изменений либо затронуть самые основы компании — и к этому стоит быть готовым. Часто прохождение кризиса приводит к стремительному росту компании, так что бояться сложных решений не стоит.

Что бывает, если не удалось «прожить» кризис?

Порой можно зациклиться на проблемах и начать жить в ситуации вечного кризиса. Фиксация на негативных событиях подчас превращает владельцев бизнеса в сотрудников 24/7 — тех самых, что спят с ноутбуком. Когда стресс превращается в привычку, а предпринимательство начинает диктовать образ жизни, вы становитесь легкой добычей для выгорания, а ошибки руководства, совершенные в этом состоянии, могут привести к негативным последствиям для компании в целом.

В частности, предприниматели, живущие в состоянии перманентного аврала, склонны навязывать свой стиль трудоголика всем остальным сотрудникам. Так появляются сообщения в 2 часа ночи с вопросом о проекте, звонки в выходные и искреннее непонимание, как голова сотрудников может быть занята чем-то кроме работы. В коллективе нарастает напряжение, а предприниматель-начальник может стать сущим тираном, от которого подопечные вскоре захотят сбежать в другую компанию.

Одновременно с этим появляются и другие неприятности. Заполняя все свое время рабочими задачами, приходится убирать из расписания друзей, хобби и личную жизнь. Но ведь именно в нерабочее время зачастую приходят инсайты, рождаясь в разговорах с интересными людьми или наедине с самим собой. Без «выхода из пузыря» невозможно пробовать что-то новое, а значит, невозможно и развивать дело. От этого ведение бизнеса превращается в рутину: так компания перестает развиваться, а предпринимателя поджидает выгорание.

Что делать, если вы предприниматель 24/7?

Как бы ни были привлекательны мотивационные речи «о работе 24/7, чтобы всех переиграть», рано или поздно приходится играть с самим собой и эмоциональным состоянием. Ниже рассказываем, как обезопасить себя и компанию в ситуации кризиса.

1.    Расставляйте приоритеты в работе.

В тяжелой ситуации задач становится больше, дополнительная нагрузка ложится на плечи других сотрудников и… самого предпринимателя. Рутинные обязанности отвлекают от принятия стратегических решений, а эта задача исключительно ваша. Поэтому, когда приходится работать за троих, помните о том, что в первую очередь ваши сотрудники будут ждать от вас инструкций и планов.

2.    Постарайтесь не перерабатывать

Идея поставить диван в кабинете, чтобы не тратить время на дорогу до офиса, кажется привлекательной в условиях кризиса, но работать на износ все-таки не стоит. Не заключайте себя в «социальный пузырь», состоящий только из подчиненных и рабочих задач: это прямой путь к выгоранию. Заставьте себя увидеться с друзьями или взять выходной — выход из кризиса скорее найдется после смены обстановки и снятия напряжения.

3.    Берегите своих коллег

Конечно, бизнес ваш, но в том, чтобы он удержался на плаву, заинтересованы и ваши сотрудники, которые не хотели бы терять работу в текущих условиях. Это единственные люди, на которых вы можете опереться, они тоже волнуются и от этого могут совершать незначительные ошибки. Соберите волю в кулак и постарайтесь не срываться и не увольнять за кризисные ошибки. Напротив, устройте тимбилдинг для коллег, больше общайтесь и слушайте их.

4.    Не доводите нагрузку сотрудников до максимума

Если условия на рынке в целом тяжелые, но в компании просто ад, из нее уйдет и самый терпеливый и работоспособный сотрудник. Поэтому не допускайте, чтобы кто-то работал вечерами, без выходных за ту же зарплату. Сначала посыплются больничные листы, а затем уже и заявления об увольнении.

Если приходится работать больше, попробуйте перевести что-то на аутсорс и нанять временных фрилансеров. Если в офисе возможна удаленка и тем более если у предприятия уже был такой опыт, введите удаленные дни, чтобы, работая больше, сотрудники имели возможность сбалансировать это пребыванием в комфортных домашних условиях.

5.    Не геройствуйте

Кризис действительно тяжелое состояние и для компании, и для вас. При высочайшем уровне стресса не стоит делать вид, что все прекрасно, «чтобы не передавать его другим». Поговорите с тем, кому доверяете, постарайтесь не бежать от своих эмоций, чтобы они не накрыли вас с головой в неподходящий момент. Вы справитесь.

Поделиться:
Напишите что-нибудь и нажмите Enter