Малый и средний бизнес играет важную роль в развитии общества: предоставляет товары и услуги, создает рабочие места, платит налоги, и к тому же, он может быть катализатором изменений. Основными направлениями работы социальных предпринимателей могут быть:
— дошкольное, общее и дополнительное образование детей;
— культурно-просветительская деятельность;
— психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь.
Также к социальному предпринимательству относится создание рабочих мест для людей с ограниченными возможностями здоровья, одиноких или многодетных родителей, пенсионеров и людей предпенсионного возраста, выпускников детских домов, лицам с неснятой или непогашенной судимостью, беженцам, малоимущим и тем, кто нуждается в социальном обслуживании.
Привилегии социального предпринимательства
Бизнес, развивающий социальные аспекты, обращает на себя внимание клиентов со схожими ценностями. В основном, это горожане со средним и высоким достатком, для которых важен не только продукт, но и способы его производства, репутация бренда и возможность вложиться в что-то полезное.
Сегодня доля социального бизнеса — около 1% среди остальных малых предприятий. С одной стороны, получается, что в секторе пока нет большой конкуренции, с другой — можно стать новатором, привнеся свой коммерческий опыт в социальный сектор. О росте интереса к социальному бизнесу в России говорит развитие импакт-инвестиций: из 200 богатейших бизнесменов в списке Forbes 31 инвестировал в проекты с социальной значимостью на сумму в 31,5 миллиардов долларов.
Социальное предпринимательство активно развивается и поддерживается государством: предприниматели получают субсидии, консультационную и методическую поддержку, для них доступно льготное кредитование, лизинг, субсидии и налоговые льготы. Начинающим предпринимателям оказывается образовательная поддержка — помощь в составлении бизнес-плана и маркетинговой стратегии. Так, в 46 субъектах России созданы Центры инноваций социальной сферы (ЦИСС), где предприниматели могут получить консультации, услуги по разработке франшиз, поучаствовать в акселерационных программах для социального бизнеса. Фонд региональных социальных программ «Наше будущее» выдает беспроцентные займы и помогает в реализации продукции социальных предпринимателей.
Глобальный тренд на развитие социального аспекта в бизнесе способствует активному сотрудничеству компаний. Социальная составляющая может стать преимуществом при принятии решения о партнерстве между предпринимателями.
Примеры концепций социальных бизнесов, некоторые из которых уже реализованы в России:
— Кофейня, где работают люди с особенностями здоровья.
— Социальная кулинария: общественная столовая, в которой могли бы питаться нуждающиеся или бездомные люди. Снизить издержки можно за счет участия волонтеров и нулевой или субсидированной арендной платы.
— Микро-пожертвования или «легкая» благотворительность: производители и продавцы автоматически направляют на благотворительные цели определенную часть своего дохода.
— Сервис для поиска квалифицированных сиделок.
— «Шапки мира»: продажа летних и зимних вязаных головных уборов, созданных жительницами Суздаля и соседних деревень. Вырученные от продажи шапок деньги идут на зарплату вязальщицам и на благотворительные цели. Суздальские бабушки вяжут и зимние, и летние головные уборы.