Для начала разберемся, что такое NFT – Первые смарт-контракты NFT на блокчейне Ethereum были созданы в 2017 году. По сути, это просто небольшие контейнеры данных, которые перемещаются по блокчейну между адресами. Адрес создателя NFT сохраняется как часть NFT. Таким образом, информация о текущем владельце NFT является публичной. В токене NFT может быть установлен процент роялти. Когда NFT затем торгуется в любой момент времени между любыми двумя адресами ETH, роялти от этой «продажи» будет перенаправляться на адрес создателя токена. NFT не может содержать достаточное количество данных, чтобы внутри него находилось какое-то произведение искусства, он не может помешать удалению или изменению какого-либо другого файла и он не гарантирует никаких юридических прав ни на что-либо вообще. То есть, по сути, это просто «листочек бумаги» на котором написано несколько цифр.
Среди причин, почему NFT стали набирать популярность именно сейчас скорее всего не последняя – пандемия и связанные с ней локдауны. Люди сидели запертыми по домам, а такое развлечение, как торговать цифровыми котиками по несколько миллионов долларов – это точно то, чем можно себя развлечь, если ты богатый и много видевший в жизни житель мегаполиса, любящий современное искусство.
Токенезированные рекорды
Еще 2017 году американская студия дизайна Larva Labs в качестве эксперимента выпустила коллекцию пиксельных картинок и привязала их к токенам. Ни одно из 10 000 изображений людей, зомби, обезьян и инопланетян не повторяло другое. Изначально студия распространяла изображения бесплатно. Но после того, как в июне 2017 года в издании Mashable вышел материал о коллекции, владельцы картинок начали перепродавать их. Сегодня самый дорогой аватар в коллекции — «панк». 11 марта 2021 года его перепродали за $7,56 млн.
Пока самой крупной сделкой с использованием NFT является продажа картины «Первые 5000 дней». 11 марта 2021 года на аукционе Christie’s за рекордные $69,3 млн ушла с молотка полностью электронная картина графического дизайнера Майкла Винкельмана, работающего под псевдонимом Beeple. Его работа под названием «Первые 5000 дней» представляет собой коллаж, состоящий из 5000 рисунков, созданных Винкельманом в течение предыдущих 13 лет.
В феврале этого года музыкант Джастин Блау токенизировал свой музыкальный альбом и продал его за $11,6 млн.
В марте основатель Twitter Джек Дорси продал свой первый твит в формате NFT за $2.9 млн. Полученные средства он пожертвовал на благотворительность.
Британский ученый и основоположник веба Тим Бернерс-Ли продал исходный код технологий WWW в виде NFT при помощи аукционного дома Sotheby`s. за $5,43 млн.
Как сообщает Reuters, продажи NFT в первой половине 2021 года достигли рекордных $2,5 млрд. В 2020 году продажи NFT составили $95 млн, что в 26 раз меньше, чем в первом полугодии текущего года. Еженедельно продаются от 10 тыс. до 20 тыс. новых NFT-токенов.
Что будет, когда хайп спадет?
В современном мире интерес массовой аудитории к различным явлениям исчезает достаточно быстро. Согласно данным сервиса Nonfungible.com, средняя стоимость NFT-токенов достигла максимума в феврале на уровне $1 400. С тех пор она обвалилась на 70%.
Конечно, NFT как инструмент торговли цифровым искусством никуда не денется, вопрос, смогут ли стать NFT частью какого-то большого серьезного бизнеса. Самым очевидным применением NFT может стать продажа игровых артефактов. Игроки по всему миру продают виртуальные предметы: оружие, доспехи, персонажей, даже целые планеты. Самая дорогая официально подтвержденная покупка была совершена в игре Entropia Universe — неизвестный пользователь приобрел земли на виртуальной планете Калипсо за $2,5 млн. Сейчас рынок торговли игровыми артефактами никак не структурирован и тысячи игроков сталкиваются со скамом, когда заплатив несколько тысяч реальных денег за волшебный меч или рыцарский замок они не получают вообще ничего, ни в реальном ни в виртуальном мире. Использование NFT могло бы внести определенный порядок в этот мир полного хаоса.
Еще одно направление, где могут пригодиться NFT – это билеты на концерты и мероприятия. Такой цифровой билет не может быть перепродан (или по крайней мере это будет видно организатору), его нельзя подделать, и он сам по себе может быть сувениром, напоминающем о посещенном событии.
Еще одним пока очень футуристично выглядящим способом использования NFT является виртуальная мода. Не таким уж редким явлением сейчас является покупка вещи в магазине ради одного или двух фото в Instagram. Существуют даже сервисы проката, ориентированные на эту аудиторию. Но что, если вещь можно вообще не покупать? В марте этого года итальянский дом моды Gucci представил цифровые кроссовки под названием The Gucci Virtual 25 по цене в $12,99. Пользователи могут примерить виртуальные кроссовки через приложение дополненной реальности от Gucci или приложении Wanna Kicks (сервис для виртуальной примерки обуви). Идея Gucci выглядит не такой уж и безумной – на фоне роста популярности ответственного потребления, многие люди могут быть рады возможности и порадовать себя новой вещью и при это не нанести никакого вреда природе. А NFT в данном случае будет служить гарантией, что человеку не продадут поддельные кроссовки еще и в виртуальном мире.
Как бы ни развивалась дальнейшая судьба NFT – это явление останется в истории как одно из первых возникших на стыке технологии, цифрового искусства, сетевого активизма и хайпа. Скорее всего, в будущем мы не раз увидим, как сочетание этих составляющих будет менять общество и экономику.