Невзаимозаменяемые токены (NFT, non-fungible token) стали самой громкой темой финтех рынка за последний год. Люди обсуждали, как с их помощью продавались картинки и мемы за десятки миллионов долларов, предрекали этому рынку крах или небывалый взлет или даже высказывали подозрения, что это просто банальный способ отмывания денег.

27 августа
Антон Бурсак

Для начала разберемся, что такое NFT – Первые смарт-контракты NFT на блокчейне Ethereum были созданы в 2017 году. По сути, это просто небольшие контейнеры данных, которые перемещаются по блокчейну между адресами. Адрес создателя NFT сохраняется как часть NFT. Таким образом, информация о текущем владельце NFT является публичной. В токене NFT может быть установлен процент роялти. Когда NFT затем торгуется в любой момент времени между любыми двумя адресами ETH, роялти от этой «продажи» будет перенаправляться на адрес создателя токена. NFT не может содержать достаточное количество данных, чтобы внутри него находилось какое-то произведение искусства, он не может помешать удалению или изменению какого-либо другого файла и он не гарантирует никаких юридических прав ни на что-либо вообще. То есть, по сути, это просто «листочек бумаги» на котором написано несколько цифр.

Среди причин, почему NFT стали набирать популярность именно сейчас скорее всего не последняя – пандемия и связанные с ней локдауны. Люди сидели запертыми по домам, а такое развлечение, как торговать цифровыми котиками по несколько миллионов долларов – это точно то, чем можно себя развлечь, если ты богатый и много видевший в жизни житель мегаполиса, любящий современное искусство.

Токенезированные рекорды

Еще 2017 году американская студия дизайна Larva Labs в качестве эксперимента выпустила коллекцию пиксельных картинок и привязала их к токенам. Ни одно из 10 000 изображений людей, зомби, обезьян и инопланетян не повторяло другое. Изначально студия распространяла изображения бесплатно. Но после того, как в июне 2017 года в издании Mashable вышел материал о коллекции, владельцы картинок начали перепродавать их. Сегодня самый дорогой аватар в коллекции — «панк». 11 марта 2021 года его перепродали за $7,56 млн.

Пока самой крупной сделкой с использованием NFT является продажа картины «Первые 5000 дней». 11 марта 2021 года на аукционе Christie’s за рекордные $69,3 млн ушла с молотка полностью электронная картина графического дизайнера Майкла Винкельмана, работающего под псевдонимом Beeple. Его работа под названием «Первые 5000 дней» представляет собой коллаж, состоящий из 5000 рисунков, созданных Винкельманом в течение предыдущих 13 лет.

В феврале этого года музыкант Джастин Блау токенизировал свой музыкальный альбом и продал его за $11,6 млн.

В марте основатель Twitter Джек Дорси продал свой первый твит в формате NFT за $2.9 млн. Полученные средства он пожертвовал на благотворительность.

Британский ученый и основоположник веба Тим Бернерс-Ли продал исходный код технологий WWW в виде NFT при помощи аукционного дома Sotheby`s. за $5,43 млн.

Как сообщает Reuters, продажи  NFT в первой половине 2021 года достигли рекордных $2,5 млрд. В 2020 году продажи NFT составили $95 млн, что в 26 раз меньше, чем в первом полугодии текущего года. Еженедельно продаются от 10 тыс. до 20 тыс. новых NFT-токенов.

Что будет, когда хайп спадет?

В современном мире интерес массовой аудитории к различным явлениям исчезает достаточно быстро. Согласно данным сервиса Nonfungible.com, средняя стоимость NFT-токенов достигла максимума в феврале на уровне $1 400. С тех пор она обвалилась на 70%.

Конечно, NFT как инструмент торговли цифровым искусством никуда не денется, вопрос, смогут ли стать NFT частью какого-то большого серьезного бизнеса. Самым очевидным применением NFT может стать продажа игровых артефактов. Игроки по всему миру продают виртуальные предметы: оружие, доспехи, персонажей, даже целые планеты. Самая дорогая официально подтвержденная покупка была совершена в игре Entropia Universe — неизвестный пользователь приобрел земли на виртуальной планете Калипсо за  $2,5 млн. Сейчас рынок торговли игровыми артефактами никак не структурирован и тысячи игроков сталкиваются со скамом, когда заплатив несколько тысяч реальных денег за волшебный меч или рыцарский замок они не получают вообще ничего, ни в реальном ни в виртуальном мире. Использование NFT могло бы внести определенный порядок в этот мир полного хаоса. 

Еще одно направление, где могут пригодиться NFT – это билеты на концерты и мероприятия. Такой цифровой билет не может быть перепродан (или по крайней мере это будет видно организатору), его нельзя подделать, и он сам по себе может быть сувениром, напоминающем о посещенном событии. 

Еще одним пока очень футуристично выглядящим способом использования NFT является виртуальная мода. Не таким уж редким явлением сейчас является покупка вещи в магазине ради одного или двух фото в Instagram. Существуют даже сервисы проката, ориентированные на эту аудиторию. Но что, если вещь можно вообще не покупать? В марте этого года итальянский дом моды Gucci представил цифровые кроссовки под названием The Gucci Virtual 25 по цене в $12,99. Пользователи могут примерить виртуальные кроссовки через приложение дополненной реальности от Gucci или приложении Wanna Kicks (сервис для виртуальной примерки обуви). Идея Gucci выглядит не такой уж и безумной – на фоне роста популярности ответственного потребления, многие люди могут быть рады возможности и порадовать себя новой вещью и при это не нанести никакого вреда природе. А NFT в данном случае будет служить гарантией, что человеку не продадут поддельные кроссовки еще и в виртуальном мире. 

Как бы ни развивалась дальнейшая судьба NFT – это явление останется в истории как одно из первых возникших на стыке технологии, цифрового искусства, сетевого активизма и хайпа. Скорее всего, в будущем мы не раз увидим, как сочетание этих составляющих будет менять общество и экономику.

теги:
Напишите что-нибудь и нажмите Enter