Как превратить любимое дело в успешный стартап, заменить вредные продукты на суперфуды и открыть окно возможностей во время пандемии, рассказывают основатели проекта Angel: бренд–шеф, идейный вдохновитель Алина Тютькова и директор по развитию и корпоративный управленец Дмитрий Тютьков.
Про идею
Алина Тютькова:
«Ангел» начинался с классических тортов, которые я готовила на заказ в своей мастерской вкуса.
Но со временем я начала осознавать, что белой муки и сахара в нашей жизни становится всё больше и больше, а пользы они не несут никакой. Тогда я начала погружаться в мир здорового питания и растительной пищи, отказалась от рафинированного сахара и белой муки, сделала акцент на полезной пище. И дальше осознанно решила, что если сама не ем сахар и вредные компоненты, то должна полностью исключить их из своих рецептов. Иначе я просто не смогу давать это людям и развиваться дальше в кондитерском искусстве.
Так я начала прорабатывать новые рецепты. Готовых уроков по приготовлению тортов из альтернативных продуктов на тот момент не было. Я импровизировала, создавала сама методом проб и ошибок. В конце концов я заменила белый сахар на кокосовый и натуральные подсластители: сироп топинамбура и мёд, ввела рисовую и ореховую муку, начала добавлять суперфуды и сама готовила шоколад. Я получала бесценную обратную связь от людей о том, что это всё так же вкусно и празднично, как и прежде, только теперь намного полезнее и натуральнее, и понимала, что всё не зря. Дальше были маркеты, где мы увидели, что гости хотят попробовать «Ангел», в тот момент стало очевидно, что нужно расти и развиваться дальше как полноценное настоящее кафе».
Про старт
Дмитрий Тютьков:
«Как креативный директор TutkovBudkov, могу сказать, что начинать свой бизнес без фирменного стиля, чёткого понимания ценностей и концепции бессмысленно.
Мы открывались как кондитерская с завтраками. На тот момент в Волгограде не было ничего похожего, но город был готов к формату здоровых десертов.
В первые дни на витрине были капкейки, конфеты, тарты и несколько видов тортов: карамельный «Наполеон», медовик, морковный и шоколадный. Завтраков было немного: сырники, смузи–боулы и авокадо-тосты в правильном исполнении – с лососем, яйцом пашот и авокадо. В дни открытия в кафе выстраивалась огромная очередь из людей, кто следил за нами в Инстаграм, друзей, знакомых, всех, кто хотел поддержать нас. Мы не были готовы к такому количеству гостей, и это сильно превосходило наши ожидания! В первые дни было непросто, потому что мы открывались маленькой командой и просто не рассчитывали на такой поток. Алина тогда сама готовила вместе с поварами и кондитерами десерты и завтраки, я выносил десерты, протирал столы, когда нужно, мы все помогали друг другу и просто были вместе.
Первая неделя работы многое поменяла: команда начала расти, ассортимент становился шире, появлялись разные новшества, например, деревянные кубики с номерками заказа, чтобы было проще ориентироваться в большом потоке гостей».
Про команду
Алина Тютькова:
«За команду отвечал наш супер HR-директор. Мы набирали людей каким-то волшебным образом – душой, нам с этим просто везло! Удавалось найти тех, кто хотел стать частью команды «Ангела», кто разделял нашу философию и был готов к любой авантюре! У многих не было опыта работы, поэтому кондитеров обучала я сама, а ребята с бара проходили специальную подготовку в школе бариста, чтобы наш кофе был вкусным и качественным.
С самого начала я и Дима принимали непосредственное участие во всех сферах жизни проекта, но с открытием третьего кафе мы начали понимать, что контролировать всё невозможно и нужно учиться делегировать. Мы учимся этому только сейчас, создаём свою команду мечты по развитию проекта и растём.
Дима продолжает отвечать за дизайн, развитие, планирование и дальнейшую судьбу кафе. А я – творец: продумываю меню, разрабатываю рецепты и вдохновляю команду».
Индекс счастья
Дмитрий Тютьков:
«Когда с 30 человек команда выросла до 150, мы решили, что ребята «Ангела» должны знать о проекте больше. Чтобы те, кто пришёл недавно, поняли нашу философию и узнали, какой путь был пройден за год, мы создали Библию «Ангела», где отразили нашу главную миссию и рассказали про каждого из ребят.
Мы поставили перед собой цель объединить команду и познакомить все три города между собой. Ребята летали в другие города на 1-2 недели работать, знакомились и обменивались опытом и впечатлениями.
Тогда мы решили провести опрос и оценить индекс счастья коллектива, чтобы понять, насколько всем комфортно работать в «Ангеле». Этот индекс помогает увидеть точки развития проекта, понять эмоциональное состояние сотрудников и сделать атмосферу ещё лучше. Средний показатель в «Ангеле» составил 46%. Это больше, чем у компании Apple, почти в 2 раза! Мы были в приятном шоке! Но продолжаем развиваться и дальше, не останавливаясь на достигнутом».
Философия «Ангела»
Алина Тютькова:
«Нам хотелось создать что-то особенное, честное, новое, чего ещё не было, и показать, что здоровые десерты и бранчи могут быть красивыми, эстетичными и вкусными. Это было, есть и всегда будет главной миссией и философией «Ангела».
Экологичность – тоже одна из главных идей всего проекта.
Мы с самого начала понимали, что не хотим использовать одноразовые пластиковые трубочки, крышки, контейнеры и пакеты ни с точки зрения эстетики, ни с точки зрения осознанности. У нас очень много гостей, и знать, что в день ты отдаёшь около 1000 пластиковых приборов — это страшно. Мы искали максимально экологичные и комфортные решения с первого дня существования «Ангела» и уже через пару месяцев стали отдавать 50% мусора на переработку: стекло, тетрапаки, а теперь даже чековая лента, которую мы используем, перерабатывается.
Ещё одной задачей было сделать кафе семейным, чтобы малыши сидели в удобных детских стульчиках, играли с качественными и экологичными игрушками. Мы сами родители и понимаем, как здорово прийти в кафе всей семьёй и увидеть доброе, осознанное отношение к себе и детям.
Подход dog-friendly тоже был важным для нас, ведь собака – такой же полноценный член семьи, который проводит с тобой время и сопровождает тебя, и разлучаться с ним только потому, что в кафе нельзя с животными — это печально, не прогрессивно. Мы смогли убедиться в этом сейчас, когда в нашей семье тоже появилась собака».
Про пандемию и «окно возможностей»
Дмитрий Тютьков:
«В кризис мы начали думать о новых возможностях. Главной возможностью для нас стала доставка еды. До карантина Angel Cakes доставлял только десерты, а теперь мы добавили завтраки в биоразлагаемых контейнерах и напитки. Результат – выручка с доставки выросла в несколько раз.
С момента включения режима карантина мы не уволили ни одного сотрудника, наоборот, взяли несколько новых.
Одна из любимых историй карантина — это окно-витрина в Волгограде, которое стало для нас окном возможностей. При проектировании помещения я был против форточек в окнах. Пришлось долго спорить об этом с архитектором, и в итоге он настоял на том, что форточки необходимы при непредвиденных обстоятельствах. Но когда случился карантин, мы поняли, что это было одно из лучших решений. 50% выручки мы делали с продаж через открытую форточку, отдавая гостям заказы «с собой». Это ровно в 2 раза больше, чем могло бы быть с одной только доставкой».
Про Angel Store
Алина Тютькова:
«Мне было сложно найти натуральные и чистые продукты хорошего качества, которые могут быстро дополнить еду, поэтому я решила создать собственное производство гранолы, суперфудических смесей и паст, использовать экологичную упаковку с фирменной эстетикой и составами, которые будут нас удовлетворять. Так появились первые товары Angel Store. Сейчас мы растём и развиваемся как онлайн-магазин.
Продукты, такие как мыло и сыродавленные масла, мы не можем приготовить своими силами и выбираем у проверенных поставщиков. Посуда, свечи, текстильные изделия создаются нашими дизайнерами вручную специально для «Ангела». Сегодня покупки в Angel Store совершаются из разных уголков страны, и для нас очень ценно ощущать, что мы больше, чем просто кафе».
Про развитие
Дмитрий Тютьков:
«Сразу после открытия в Волгограде многие начали писать, что очень ждут Angel Cakes в других городах. Мы решили рискнуть, начать расширяться, и всё получилось. Даже несмотря на то, что основные организационные моменты пришлись на период пандемии, мы открыли кафе в самом красивом парке мира, а ещё через пару месяцев – на «Патриках» в Москве. Это уже третья кондитерская, и снова в том месте, о котором мы мечтали! «Ангел» – это постоянное развитие. Мы не идём по пути, который сделали до нас. Такого пути просто нет. Мы сами создаём свою историю и свой продукт от начала и до конца».