Манифест гибких практик разработки Agile родился в IT-среде, но со временем вошел в рабочие процессы предпринимателей из разных сфер. Фреймворки, методы и методологии постоянно развиваются: некоторые превратились в самостоятельные направления.

3 ноября 2022
Наталья Владимирова

Agile (от англ. agile — «гибкий») — образ мышления, основанный на ценностях манифеста, который в 2001 году подписали 17 независимых разработчиков. Со временем принципы Agile переросли область программирования и стали применяться и в других областях, в частности в управлении бизнес-процессами. В США Agile пользуются не менее 71% компаний.

Команды, которые занимаются умственным трудом, например, разрабатывают программные продукты, стараются выстроить эффективную коммуникацию между сотрудниками для быстрой и эффективной работы команды.

На фоне этого часто встает вопрос: мы слышали про Kanban и Scrum, а что нам лучше подойдет?

Суть подходов

Kanban — это метод управления потоком работ, который помогает улучшить процессы и сервисы. А Scrum — это фреймворк продуктовой разработки, который обеспечивает основу для создания в самоуправляемой команде своих процессов, методов и практик.

Kanban работает в сервисном контексте, когда можно условно выделить поставщика услуги и заказчика. Scrum работает в контексте продуктовой разработки, ведущейся в комплексной среде — в такой среде, где не хватает экспертизы и ее нельзя получить, наняв еще людей, где бизнес-цели меняются достаточно часто.

При этом не редки ситуации, когда два контекста сходятся вместе. В этих случаях Scrum-фреймворк и Kanban-метод применяются вместе, поэтому выбор между Kanban и Scrum не всегда необходим.

Как работает Scrum

Scrum был впервые описан в статье Джеффа Сазерленда и Кена Швабера 1995 года. Название произошло от игры в регби, когда вся команда, накинувшись в схватке на один мяч, ведет свою игру. Поэтому Scrum подразумевает, что все участники работают над единой продуктовой целью. Вы двигаетесь маленькими итерациями, каждый раз вводя новый функционал и новую ценность для клиента, покупателя или заказчика.

Такие итерации называются «спринты». Спринты задают ритм команде, делая ее работу предсказуемой в оценке планов. При соблюдении ритма вы, словно суперкоманда спортсменов, постоянно совершенствуетесь и можете достигать новых и новых результатов. В спринте у вас одна общая цель, даже если вы решаете разные задачи. Команда работает как система, как неделимый организм, которому не нужен менеджер-командир. Участники команды сами координируют свою работу и не боятся решения конфликтов и противоречий.

В Scrum-команде все равны по отношению к должности друг друга, но могут получать разную зарплату. Успешное использование Scrum зависит от того, сможет ли ваша команда научиться жить по пяти ценностям: приверженность, сфокусированность, открытость, уважение и смелость. Соблюдение именно этих ценностей — путь к доверию внутри команды.

Как работает Kanban

Термин Kanban — это комбинация двух японских иероглифов: 看 (Kàn), означающего «знак», и 板 (Bǎn), означающего «доска». Kanban появился в 2007 году, когда Дэвид Андерсон провел презентации этого метода управления в Microsoft и Corbis. Применение Kanban-метода позволяет следить за нагрузкой сотрудников и грамотно распределять задачи.

Используя Kanban, вы сможете найти оптимальный баланс между запросами потребителей и возможностями сервиса. Kanban — это метод, прозрачно демонстрирующий, что происходит в процессе работы для поставщика и заказчика услуг.

В Kanban-методе есть шесть общих практик: визуализируй работу, ограничивай незавершенную работу, управляй потоком, сделай правила работы явными, внедряй циклы обратной связи, улучшай и эволюционируй. Эти практики позволяют лучше видеть, в чем заключается рабочий процесс, и осмысленно подходить к его усовершенствованию.

Если применить этот подход к решению бизнес-задач даже в упрощенном виде, то вы получите отличную основу для управления изменениями, которая позволит вам навести порядок в задачах и приоритетах.

Преимущества от использования Scrum и Kanban

Благодаря использованию любого из этих подходов вы сможете выйти на новый уровень прозрачности ваших бизнес-задач, повысите предсказуемость нагрузки, усилите взаимодействие в команде. И как следствие, повысите качество своего продукта или услуги.

Еще один приятный «побочный» эффект от использования Scrum и Kanban заключается в том, что повышается самостоятельность сотрудников, так как они лучше начинают разбираться в управлении рисками.

Scrum и Kanban также можно использовать, чтобы достичь большей согласованности действий в масштабах всей компании, а это означает более быстрое достижение стратегических целей. Kanban-метод и Scrum помогают накоплению знаний даже при недостаточном уровне экспертизы. Если выбор подхода для вас затруднителен, то обратитесь за помощью к профильным экспертам. Для каждого случая можно подобрать свой эффективный инструмент управления.

Поделиться:
Напишите что-нибудь и нажмите Enter