От джазистов до финансистов
В последние годы рынок захватили платформы, позволяющие пользоваться вещами совместно. Например, можно временно стать владельцем автомобиля, велосипеда или самоката или заселиться в чужую квартиру на короткий срок. То же самое произошло и с работой: теперь одну ставку или один рабочий день все чаще делят несколько фрилансеров. Компаниям такая схема позволяет экономить (меньше налогов и расходов на штатного сотрудника), а людям — не останавливаться на одном виде деятельности: сегодня ты таксист, завтра — курьер, послезавтра выгуливаешь чужую собаку или красишь чью-то кухню.
Концепция «работы» стала размываться. Многим уже не нужно работать с 9 до 17 в офисе, и даже на постоянных должностях занятость стала частичной и проектной. Такая модель экономики получила название Gig Economy.
Слово gig — из музыкального жаргона, оно появилось в Америке в 1915 году в среде исполнителей джаза. Гиг — это концерт на один вечер, за который музыкант сразу получает оплату. Постепенно слово стало использоваться музыкантами других жанров, а потом и вовсе немузыкантами — для обозначения некой однократной работы.
Первой отраслью, активно включившейся в гиг-экономику, стала сфера IT-технологий. Айтишники первыми покинули офисы и стали выполнять задачи проектно, работая из разных точек мира на нескольких проектах одновременно. По сути они начали продавать свое время как товар. За айтишниками последовали дизайнеры, переводчики, копирайтеры и журналисты. В третью волну попали финансисты, кадровики и менеджеры из разных сфер. Сейчас на аутсорс можно отдать практически любую задачу — от финансового аудита компании до построения отдела маркетинга. Сегодня самые быстрорастущие сегменты во фрилансе — наукоемкая отрасль и творческие профессии.
Сколько людей задействовано в гиг-экономике
162 миллиона человек пробовали работать на фрилансе в США и Европе.
От 3 до 10% работников в развитых странах и более 30% в некоторых развивающихся странах сообщили о том, что используют гиг-платформы в качестве дополнительного источника доходов.
В гиг-экономике компании работают с фрилансерами, и это не всегда однократный проект, сотрудничество может растянуться на долгие годы. Этих людей не берут в штат компании, зато платят им быстро и по факту выполненных работ. Такие специалисты заинтересованы как можно быстрее и эффективнее выполнить работу и получить деньги, а компании экономят на найме работников и содержании штата.
Рыночная площадь
Гиг-экономика была бы невозможна без посредников — цифровых маркетплейсов. Это платформы, которые связывают заказчиков и исполнителей и являются гарантом качества исполнения задания — разумеется, за комиссию. Деньги за аренду жилья блокируются, пока гость не подтвердит, что заселение прошло успешно, а водитель такси не получит оплату, пока пассажир не подтвердит, что машина его довезла. Еще одна важная часть гиг-экономики — система рейтингов и отзывов от других пользователей, которая стимулирует исполнителей работать лучше.
В России самая финансово успешная цифровая гиг-платформа — это Яндекс.Такси (выручка — 107 млрд руб., чистая прибыль — 3,6 млрд руб. за 2021 год). Напрямую с Яндексом работают более 170 тысяч водителей, через таксопарки — более 700 тысяч. Свежая информация по доходам других платформ неизвестна, но, например, на самых известных площадках для поиска проектной работы — Profi.ru и Youdo.com — зарегистрировано по 2,3 млн специалистов.
Гиг-экономика: хорошо или плохо
Фрилансеры свободны в своем выборе заказчика, а также объема работы, графика и места исполнения. Они также в некотором смысле более защищены от глобальных экономических трудностей, чем традиционные работники: у них, как правило, несколько заказчиков, и, потеряв одного из них, они не лишаются всего своего заработка. Также они могут повышать стоимость своих услуг, когда им вздумается, без согласования с начальством, а их заработок растет прямо пропорционально компетенциям.
Разумеется, у работы в гиг-экономике есть и минусы. Согласно статистике, в среднем фрилансеры зарабатывают на 58% меньше, чем штатные сотрудники, и не имеют доступа к различным бонусам, которые предоставляются на «полноценной» работе. По сути у них нет социальных гарантий. Больничный, обычный или декретный отпуск им приходится оплачивать самостоятельно из накоплений. Кроме того, точное планирование доходов не всегда возможно. Также в начале карьеры постоянно требуется искать новые проекты и занижать цены на свои услуги в попытке получить больше заказов и хорошие отзывы.
Исполнители часто перерабатывают, потому что стоимость заказов зачастую низкая и никто не следит за соблюдением трудового законодательства. Таксисты, курьеры и другие участники гиг-экономики часто жалуются на тяжелые условия работы. Тем не менее, согласно статистике, 64% фрилансеров ни за что не променяют свою работу на традиционную. А 78% людей, задействованных в гиг-экономике, говорят, что они чувствуют себя счастливее, чем на обычной работе.