1. Зарегистрируйте юрлицо или ИП
Если лицензию получает индивидуальный предприниматель (ИП), он может предоставлять медицинские услуги только лично. Нанимать другой медицинский персонал ему нельзя ― только работников, напрямую не связанных с медицинской деятельностью.
2. Найдите помещение и оборудование
В частности требования существуют такие:
- Можно размещать в жилых зданиях с отдельным входом. Исключение ― учреждения для инфекционных и туберкулезных больных, центры для лечения алкогольной и наркотической зависимости, микробиологические лаборатории и отделения магнитно-резонансной томографии.
- Для каждого вида медицинских услуг существует свой норматив метража помещения. Например, площадь массажного кабинета ― минимум 8 кв. м на одного специалиста.
- Покрытие пола должно быть герметичным, а в вестибюле ― еще и устойчивым к механическому воздействию. Потолки ― подвесные, натяжные или подшивные.
Чтобы получить лицензию, вам понадобится выписка из ЕГРН или другие документы, подтверждающие право аренды или собственности помещения, где вы будете работать. Произведите замеры водоснабжения и освещенности, а потом обратитесь в Роспотребнадзор для составления акта обследования. После этого получите санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии помещения нормам СанПиН.
Медицинская техника и изделия, которые вы планируете использовать, должны быть зарегистрированы. Оборудование может быть как в собственности, так и в аренде.
3. Соберите команду и внесите данные в ЕГИСЗ
Это должны быть сотрудники с медицинским образованием и необходимым уровнем подготовки для выполнения заявленных работ и услуг. Медработники и фармацевты по закону обязаны повышать квалификацию не реже одного раза в 5 лет.
Также наймите сотрудников, которые будут выполнять техническое обслуживание оборудования, либо заключите договор с организацией, имеющей лицензию на осуществление такой деятельности.
В Единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) собраны данные обо всех зарегистрированных и получивших лицензию медицинских организациях.
ЕГИСЗ состоит из нескольких подсистем:
- ФРМР — федеральный регистр медицинских работников;
- ФРМО — федеральный реестр медицинских организаций;
- ФЭР — федеральная электронная регистратура;
- ФИЭМК — федеральная интегрированная электронная медицинская карта;
- ФРЭМД — федеральный реестр электронных медицинских документов.
Вам нужно внести данные об организации и структурных подразделениях, если они есть (в ФРМО), а затем — информацию о работниках на медицинских должностях (в ФРМР), включая сведения об их образовании и медицинском оборудовании.
4. Оплатите госпошлину и соберите пакет документов
При первичном оформлении лицензии нужно уплатить госпошлину в 7500 рублей, при переоформлении или внесении изменений — например, если расширится перечень оказываемых услуг — она составит 3500 рублей.
В пакет документов входит:
- выписка из ЕГРЮЛ для юридических лиц (ЕГРИП — для ИП);
- выписка из ЕГРН или другой документ, подтверждающий право собственности или аренды помещения, и его копия;
- санитарно-эпидемиологическое заключение (СЭЗ);
- документы, подтверждающие право собственности на оборудование (копии сертификатов и гарантийных талонов, договор на техническое обслуживание медицинской техники);
- документы, подтверждающие необходимый стаж работы по специальности у руководителя организации;
- копии документов о высшем или среднем медицинском или фармацевтическом образовании и сертификатов специалистов;
- заявление о предоставлении лицензии;
- сведения, которые подтверждают соответствие структуры и штатного расписания соискателя лицензии требованиям, установленным для соответствующих медицинских организаций;
- квитанция об уплате госпошлины.
5. Подайте заявление на получение медицинской лицензии и приступайте к работе
Подать заявление можно:
- через портал Госуслуг;
- лично в отделении Росздравнадзора в вашем регионе;
- через представителя — понадобится доверенность с подписью и печатью нотариуса;
- почтовым отправлением в Росздравнадзор с уведомлением о вручении.
Скачать форму заявления можно на сайте ведомства.
Не позднее чем через 15 дней после приема заявления и пакета документов Росздравнадзор проверит их достоверность, оценит на соответствие лицензионным требованиям и примет решение о предоставлении лицензии или отказе.
Если вы собираетесь оказывать услуги на территории закрытого административно-территориального образования, срок проверки могут увеличить до 20 рабочих дней.
Если в заявлении или документах обнаружат ошибки, вам пришлют уведомление. Исправить их можно в 30-дневный срок. Если не успеете — документы вернут.
Затем остается ждать внесения в реестр лицензий Росздравнадзора. О положительном решении вас уведомят, а затем внесут в реестр медицинских лицензий. Только после этого можно начинать оказывать медицинские услуги.
Надеемся, что этот план будет вам полезен. Важно помнить, что лицензия обязательна не только для частных клиник, стоматологий и аптек, но и для других организаций, чья деятельность влияет на здоровье человека. Работа без лицензии грозит штрафами, изъятием имущества и уголовной ответственностью.