«Быть или не быть?», — вопрошал Гамлет. «Давать или не давать деньги детям?», — мучаются современные родители. А если давать, то в каком возрасте и сколько?

1 июня 2020
Елена Кречман

В Гражданском кодексе РФ (Статья 28 «Дееспоспособность малолетних») можно найти прямое указание о том, что начиная с шести лет, ребёнок уже имеет право совершать мелкие бытовые сделки. То есть доверить ему покупку батона хлеба в магазине  вполне можно. Но всё-таки этого мало для понимания того, как правильно обращаться с деньгами. Разбираемся в основах финансовой грамотности для детей. 

Основные правила финансовой грамотности  

Нет каких-то определённых рекомендаций насчёт возраста ребенка, в котором он может быть готов к обучению азам финансовой грамотности. Всё очень индивидуально. Считается, что примерно с пяти лет ребёнок уже вполне способен понять, что такое деньги. В 2014 году ING International Survey провело исследование среди 12000 европейских потребителей и выяснило, что люди, которым в детстве давали деньги на карманные расходы, в целом более сильны в обращении с личными финансами.  Они лучше планируют бюджет и редко влезают в долги.  Главное, чтобы вы сами были готовы к тому, чтобы давать ребёнку деньги. 

Определите сумму «карманных денег» и выдавайте её в определённые дни

Сумма зависит только от ваших личных предпочтений. Для дошкольников это может быть что-то символическое — около 50-100 рублей в неделю. Чтобы понять, сколько выдавать младшему школьнику, можно поинтересоваться, сколько получают от родителей его одноклассники. Лучше всего давать деньги каждую неделю и не задерживать сроки выдачи, чтобы ребёнок привыкал к постоянству и мог как-то рассчитывать средства.

Подавайте правильный пример

Ещё Толстой говорил о том, что воспитывать детей можно только через воспитание себя. Если мы говорим красивые и правильные слова, но сами не следуем им, то работать такие нравоучения не будут. 

Поэтому ребёнок должен видеть, как вы обращаетесь с деньгами. Если у вас есть склонность к необдуманным тратам, старайтесь не демонстрировать этого. Главная цель финансовой грамотности — показать детям, как правильно распределять деньги, копить и откладывать их на какие-то крупные покупки, не залезая при этом в долги. Но этому будет сложно обучить, если вы сами иногда тратитесь не по средствам.

Показывайте, как вы ведёте семейный бюджет

Если вы ещё не ведёте семейный бюджет, то можно начать это делать. Существует множество способов: от простых таблиц в Excel до приложений, которые подробно описаны в статье «Как вести семейный бюджет»

Плюсов несколько: вы начнёте более вдумчиво относиться к семейным финансам и сможете научить этому ребёнка. Тем более, существуют элементарные приложения для смартфона, куда достаточно просто вносить ежедневные траты, чтобы видеть, сколько было потрачено за определённый период времени.

Относитесь спокойно к финансовым промахам  

Обычно в самом начале, когда дети только начинают получать деньги на «карманные расходы», они тратят их на всякую ерунду. Это неприятно, но в целом нормально и даже необходимо: ребёнок должен сам получить этот опыт. Вы можете просто объяснять ему, как поступить правильно, но при этом не давите на него и не отбирайте деньги.

Например, моя восьмилетняя дочь однажды призналась, что хочет потратить накопленные 400 рублей на сладости. Я сказала, что она несомненно может сделать это, но данный шаг не слишком разумен, потому что она и так получает достаточно сладостей от нас. Также от большого количества сладкого заболят зубы, а деньги свои она потеряет. Более того, на эту сумму особо ничего не купишь. Она подумала и согласилась со мной, решив копить дальше.

Говорите о деньгах с детьми

Долгое время обсуждение финансовых тем считалось в обществе чем-то на грани приличия. Немногим из нас в детстве объясняли, как правильно обращаться с деньгами. Но ребёнок способен понять достаточно много, поэтому нет ничего плохого в том, чтобы рассказывать ему о стоимости тех или иных вещей. Приведите наглядные примеры. Я как-то читала историю про пару, которая выиграла в лотерею и первым делом исполнила общую детскую «хотелку». Молодые люди купили BMW последней модели. Они не подумали, что такая машина потребует определённых расходов, и вскоре им пришлось продать её. Поэтому недавно я рассказала сыну, что хорошая иномарка стоит, как студия в новостройке, но при этом квартиру можно сдавать и получать пассивный доход, а статусная машина требует ухода и денежных вложений. Так что если даже у нас есть деньги для покупки определённой вещи, это не означает, что она нам «по карману». Он должен понимать, что нужно грамотно соизмерять уровень доходов и расходов.

Заведите детскую банковскую карточку  

Как родители, которые заботятся о своем чаде, вы имеете полное право контролировать его расходы. Но с наличными деньгами это сделать не так просто. Гораздо удобнее отслеживать данные о покупках и суммах через мобильное приложение.

Например, старшая дочь ходила в сельский магазин за молоком с моей банковской карточкой. Младший сын вечером сказал, что видел, как она ела мороженое у магазина. Я посмотрела по приложению и оказалось, что она купила только молоко, а сын признался, что разыграл нас. Конечно, я объяснила, что так делать не надо, но это стало хорошим поводом показать наглядно, как удобно и надёжно отслеживать финансы в банковских приложениях.

Что использовать для обучения детей финансовой грамотности 

Если вы чувствуете, что сами недостаточно хорошо владеете темой финансов и не сможете рассказать ребёнку про инвестирование и другие полезные инструменты, воспользуйтесь помощью. 

Приложения для IOS и Android

По заказу Министерства финансов Российской Федерации, компания «ОСЗ» разработала несколько полезных приложений специально для школьников. 

«Финзнайка 6+»

Школьники 1-4 классов могут в игровой форме изучить основные финансовые понятия. Родители могут зарегистрироваться на сайте финзнайка.рф и получить роль Наставника, с которой смогут создавать опросы для ребёнка самостоятельно и проверять его знания.

«Монеткины»

В простом и ярком приложении ребёнок сможет записывать свои доходы и расходы. А также планировать цель и копить на неё.

«Финансовая грамотность и история»

Приложение рассчитано на учеников 5-11 классов и рассказывает о финансах через призму истории, начиная с древних времён и до наших дней. Каждая глава снабжена иллюстрациями, историческими и финансовыми выводами, а также вопросами по теме и творческим заданием для закрепления материала.

Книги

Красочные пособия и энциклопедии — нестареющий способ помочь ребёнку разобраться в предмете. Сейчас очень много книг на любой вкус: найдутся истории как для самых маленьких, так и для подростков. 

Онлайн-курсы

На курсах ребёнку подробно расскажут про основы финансовой грамотности, но такая форма обучения подойдёт не всем. Ей стоит воспользоваться, если школьник способен сидеть продолжительное время перед экраном и воспринимать информацию подобным способом.

Чек-лист: что родителям нужно знать о финансовой грамотности, чтобы подавать хороший пример

  1. Распоряжайтесь семейным бюджетом с умом: старайтесь не делать необдуманных трат, которые заставляют залезать в долги. 
  2. Формируйте финансовую подушку безопасности на случай непредвиденных обстоятельств.
  3. Изучайте финансовые инструменты, которые позволяют приумножить сбережения. 
  4. Ведите учёт финансов в удобной для вас форме.

В семье дети учатся тому, что деньги приходят за определённую работу. Это не означает, что вы обязательно должны оплачивать домашние дела. Единого мнения на этот счёт нет. Некоторые считают, что денежная мотивация — самая сильная. Другие указывают на то, что при оплате оценок и выполнения домашних обязанностей ребёнок привыкает к тому, что получает деньги за всё, и не стремится делать что-то хорошо. Но вы можете рассказывать детям о своей работе.

Важно научить их считать и копить деньги. Объяснить значение и пользу банковских инструментов, а также основы финансовой безопасности. 

И не так важно, сделаете вы это самостоятельно или воспользуетесь помощью. С этими знаниями отношения ребёнка с деньгами будут лёгкими и успешными.

Поделиться:
Напишите что-нибудь и нажмите Enter