Космос — область и сложнейших прорывных технологий, и колоссальных рисков. Там, где риски высоки, сложно обойтись без страховки. Чем страхование в космической отрасли отличается от других сфер? Можно ли получить компенсацию, если ракета взорвётся на старте? Страхуют ли сотрудников космодромов на случай гибели из-за ошибки? О том, как устроена страховая система в космосе — в нашем материале.

Когда нужно страховать космический аппарат?

Страхование космических аппаратов делится на три подвида в зависимости от того, на каком этапе запуска находится объект. 

Первый вид — страхование космических аппаратов на этапе до старта. Оно покрывает расходы от повреждений и полной гибели объекта ещё на стадии производства или испытаний. Страховку обычно покупают производители или исполнители услуг запуска. Финансовое покрытие перестаёт действовать после передачи прав собственности на аппарат заказчику. Как правило, в эту категорию не входит ущерб, нанесённый на стартовой площадке — здесь имущественные риски уже ложатся на владельца космодрома, который не обязательно является одним и тем же юридическим лицом с компанией, устраивающей запуски или владеющей аппаратом. Например, космодромом Канаверал во Флориде владеет Министерство обороны США, а запуски проводит NASA. 

Второй вид имущественного страхования космических аппаратов касается самого запуска. Оно покрывает события от пуска до вывода аппарата на расчётную орбиту. В случае с полётами транспортных грузовых или пассажирских кораблей страховой период заканчивается в момент открытия переходного люка стыковочного агрегата корабля после стыковки с МКС. Запуск — это самый сложный период жизненного цикла космического аппарата. Аварийность в этот короткий промежуток времени исключительно высока. Например, риск аварии при запусках кораблей к МКС примерно 5%, а все прочие запуски ещё более рискованные. Неудача в выводе аппарата на расчётную орбиту обычно приравнивается к его полной гибели. Страхование запуска — одна из главных статей расходов в космической индустрии, дороже обходится только производство сам запуск и аппарата. Страховая сумма запуска может достигать 500 миллионов долларов.

Третий вид — это страхование эксплуатации. Период эксплуатации начинается, когда аппарат выходит на орбиту. Обычно такой договор пересматривают ежегодно. Страховая сумма и премии часто нуждаются в корректировке по мере поступления данных о том, как функционирует объект на орбите. Кроме того, его стоимость постепенно амортизируется, что позволяет сокращать как сумму, так и премию, которую платит страхователь. 

В период эксплуатации риски существенно меньше, чем при запуске — не выше 1,5%. В основном они связаны с отказами энергосистем, реже — с внешними причинами воздействия, например, со вспышками на Солнце или столкновениями с космическим мусором. Такие аварии случались всего несколько раз с начала века, но с накоплением мусора на орбите число эпизодов вроде повреждения манипулятора МКС в мае 2021 года может вырасти.

Если вы хотите взять потребительский кредит, то к нему тоже лучше оформить страховку. Так вы будете защищены от непредвиденных ситуаций. Процентная ставка для сотрудников предприятий ОПК, в том числе “Роскосмоса”, – от 5,5%. Для держателей зарплатной карты ПСБ условия ещё лучше!

Что, если спутник упадёт на чей-то дом? 

Случаи нанесения серьёзного ущерба посторонним за всю историю запусков космических аппаратов единичны. Один из самых известных — падение советского спутника «Космос-954» на территорию Канады в начале 1978 года. Хотя суммы по гражданско-правовому страхованию могут достигать и даже превышать миллиард долларов, размер взносов здесь незначителен. Этот вид страхования осуществляется на основании Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами.

Страхуют ли космонавтов?

Страхование людей, участвующих в запусках, будь то космонавты или сотрудники космодромов, обязательно. Как и в других случаях личного страхования, оно касается жизни, здоровья и трудоспособности людей. Выплаты в космической индустрии проводятся без поиска ответственного за несчастный случай.

Когда началось космическое страхование? 

Страхование запусков и космических аппаратов лишь немногим моложе самой космической индустрии. В первый раз страховой полис в этой сфере был выписан в 1965 году компанией Lloyds, которая застраховала спутник Early Bird американской компании COMSAT на 3,5 миллионов долларов. Страховалась только предстартовая подготовка — любые происшествия, которые могли случиться с аппаратом во время и после старта, страховщики компенсировать не рискнули. 

До 1980-х годов во всём мире страховалось не более 5 запусков в год, и лишь к концу столетия в космической индустрии начался рост интереса в этой сфере. Частично это было вызвано тем, что значительную часть космических аппаратов выводил на орбиту СССР, где страхование как отрасль было не развито, а потери покрывались из бюджета. Первый страховой полис для космических рисков был выписан в Союзе лишь в 1990 году. Однако и в США, и в странах Европы космическое страхование в 1980-х тоже только начало развиваться. Объём страхового рынка в космической индустрии в XXI веке перевалил за 1,2 миллиардов долларов. 

С начала XXI века общий размер рынка практически не увеличивался даже на фоне значительного роста числа запусков. Во многом это было связано с обострившейся конкуренцией среди страховых компаний. Зачастую им приходится работать в убыток. К примеру, в 2018 году глобальный размер страховых выплат составил 600 миллионов долларов, тогда как страховых премий было собрано всего на 450 миллионов долларов. Ставки для страхования в секторе тогда упали до 2-3%. Страховщики при существующих расценках берутся за работу с космической индустрией прежде всего из-за огромной стоимости, а также из-за соображений статусности — страхование в космосе считается престижным. 

Российский рынок космического страхования по итогам 2019 года составил 8,4 миллиардов рублей. Для российских страховщиков тот год был удачным: все российские запуски прошли успешно. При этом мировой рынок космического страхования вновь оказался в минусе: потенциальные убытки по 3 крупнейшим авариям превысили собранные премии примерно на 200 миллионов долларов. 

Какая космическая страховка самая дорогая? 

Самыми дешёвыми для страхователей обходятся риски, связанные с пилотируемыми запусками — критерии к качеству техники, которая несёт людей на борту, особенно строги. Также на страховой тариф влияет лётная история и аварийность ракетно-космической техники.

Как правило, размер страхового платежа для пилотируемых запусков составляет около 5% от общей стоимости запуска. Для вывода спутников телекоммуникации на орбиту, напротив, риски самые высокие — они часто могут превышать отметку в 20%. Помимо назначения спутника, на тариф также влияют такие показатели как период страхования, тип ракеты-носителя, наличие разгонного блока и орбита выведения. 

Самая крупная страховая выплата в истории индустрии была произведена после неудачного запуска спутника Falcon Eye-1, принадлежавшего Объединённым Арабским Эмиратам, на европейской ракете Vega в 2019 году. Общий размер выплаты составил 415 миллионов долларов — она превзошла предыдущий рекорд, поставленный провалом запуска американского телекоммуникационного спутника «Интелсат-27» в 2013 году.

17 июня
Ольга Фурсова

Космос — область и сложнейших прорывных технологий, и колоссальных рисков. Там, где риски высоки, сложно обойтись без страховки. Чем страхование в космической отрасли отличается от других сфер? Можно ли получить компенсацию, если ракета взорвётся на старте? Страхуют ли сотрудников космодромов на случай гибели из-за ошибки? О том, как устроена страховая система в космосе — в нашем материале.

Когда нужно страховать космический аппарат?

Страхование космических аппаратов делится на три подвида в зависимости от того, на каком этапе запуска находится объект. 

Первый вид — страхование космических аппаратов на этапе до старта. Оно покрывает расходы от повреждений и полной гибели объекта ещё на стадии производства или испытаний. Страховку обычно покупают производители или исполнители услуг запуска. Финансовое покрытие перестаёт действовать после передачи прав собственности на аппарат заказчику. Как правило, в эту категорию не входит ущерб, нанесённый на стартовой площадке — здесь имущественные риски уже ложатся на владельца космодрома, который не обязательно является одним и тем же юридическим лицом с компанией, устраивающей запуски или владеющей аппаратом. Например, космодромом Канаверал во Флориде владеет Министерство обороны США, а запуски проводит NASA. 

Второй вид имущественного страхования космических аппаратов касается самого запуска. Оно покрывает события от пуска до вывода аппарата на расчётную орбиту. В случае с полётами транспортных грузовых или пассажирских кораблей страховой период заканчивается в момент открытия переходного люка стыковочного агрегата корабля после стыковки с МКС. Запуск — это самый сложный период жизненного цикла космического аппарата. Аварийность в этот короткий промежуток времени исключительно высока. Например, риск аварии при запусках кораблей к МКС примерно 5%, а все прочие запуски ещё более рискованные. Неудача в выводе аппарата на расчётную орбиту обычно приравнивается к его полной гибели. Страхование запуска — одна из главных статей расходов в космической индустрии, дороже обходится только производство сам запуск и аппарата. Страховая сумма запуска может достигать 500 миллионов долларов.

Третий вид — это страхование эксплуатации. Период эксплуатации начинается, когда аппарат выходит на орбиту. Обычно такой договор пересматривают ежегодно. Страховая сумма и премии часто нуждаются в корректировке по мере поступления данных о том, как функционирует объект на орбите. Кроме того, его стоимость постепенно амортизируется, что позволяет сокращать как сумму, так и премию, которую платит страхователь. 

В период эксплуатации риски существенно меньше, чем при запуске — не выше 1,5%. В основном они связаны с отказами энергосистем, реже — с внешними причинами воздействия, например, со вспышками на Солнце или столкновениями с космическим мусором. Такие аварии случались всего несколько раз с начала века, но с накоплением мусора на орбите число эпизодов вроде повреждения манипулятора МКС в мае 2021 года может вырасти.

Если вы хотите взять потребительский кредит, то к нему тоже лучше оформить страховку. Так вы будете защищены от непредвиденных ситуаций. Процентная ставка для сотрудников предприятий ОПК, в том числе “Роскосмоса”, – от 5,5%. Для держателей зарплатной карты ПСБ условия ещё лучше!

Что, если спутник упадёт на чей-то дом? 

Случаи нанесения серьёзного ущерба посторонним за всю историю запусков космических аппаратов единичны. Один из самых известных — падение советского спутника «Космос-954» на территорию Канады в начале 1978 года. Хотя суммы по гражданско-правовому страхованию могут достигать и даже превышать миллиард долларов, размер взносов здесь незначителен. Этот вид страхования осуществляется на основании Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами.

Страхуют ли космонавтов?

Страхование людей, участвующих в запусках, будь то космонавты или сотрудники космодромов, обязательно. Как и в других случаях личного страхования, оно касается жизни, здоровья и трудоспособности людей. Выплаты в космической индустрии проводятся без поиска ответственного за несчастный случай.

Когда началось космическое страхование? 

Страхование запусков и космических аппаратов лишь немногим моложе самой космической индустрии. В первый раз страховой полис в этой сфере был выписан в 1965 году компанией Lloyds, которая застраховала спутник Early Bird американской компании COMSAT на 3,5 миллионов долларов. Страховалась только предстартовая подготовка — любые происшествия, которые могли случиться с аппаратом во время и после старта, страховщики компенсировать не рискнули. 

До 1980-х годов во всём мире страховалось не более 5 запусков в год, и лишь к концу столетия в космической индустрии начался рост интереса в этой сфере. Частично это было вызвано тем, что значительную часть космических аппаратов выводил на орбиту СССР, где страхование как отрасль было не развито, а потери покрывались из бюджета. Первый страховой полис для космических рисков был выписан в Союзе лишь в 1990 году. Однако и в США, и в странах Европы космическое страхование в 1980-х тоже только начало развиваться. Объём страхового рынка в космической индустрии в XXI веке перевалил за 1,2 миллиардов долларов. 

С начала XXI века общий размер рынка практически не увеличивался даже на фоне значительного роста числа запусков. Во многом это было связано с обострившейся конкуренцией среди страховых компаний. Зачастую им приходится работать в убыток. К примеру, в 2018 году глобальный размер страховых выплат составил 600 миллионов долларов, тогда как страховых премий было собрано всего на 450 миллионов долларов. Ставки для страхования в секторе тогда упали до 2-3%. Страховщики при существующих расценках берутся за работу с космической индустрией прежде всего из-за огромной стоимости, а также из-за соображений статусности — страхование в космосе считается престижным. 

Российский рынок космического страхования по итогам 2019 года составил 8,4 миллиардов рублей. Для российских страховщиков тот год был удачным: все российские запуски прошли успешно. При этом мировой рынок космического страхования вновь оказался в минусе: потенциальные убытки по 3 крупнейшим авариям превысили собранные премии примерно на 200 миллионов долларов. 

Какая космическая страховка самая дорогая? 

Самыми дешёвыми для страхователей обходятся риски, связанные с пилотируемыми запусками — критерии к качеству техники, которая несёт людей на борту, особенно строги. Также на страховой тариф влияет лётная история и аварийность ракетно-космической техники.

Как правило, размер страхового платежа для пилотируемых запусков составляет около 5% от общей стоимости запуска. Для вывода спутников телекоммуникации на орбиту, напротив, риски самые высокие — они часто могут превышать отметку в 20%. Помимо назначения спутника, на тариф также влияют такие показатели как период страхования, тип ракеты-носителя, наличие разгонного блока и орбита выведения. 

Самая крупная страховая выплата в истории индустрии была произведена после неудачного запуска спутника Falcon Eye-1, принадлежавшего Объединённым Арабским Эмиратам, на европейской ракете Vega в 2019 году. Общий размер выплаты составил 415 миллионов долларов — она превзошла предыдущий рекорд, поставленный провалом запуска американского телекоммуникационного спутника «Интелсат-27» в 2013 году.

теги:
Поделиться:
Напишите что-нибудь и нажмите Enter