Космос — область и сложнейших прорывных технологий, и колоссальных рисков. Там, где риски высоки, сложно обойтись без страховки. Чем страхование в космической отрасли отличается от других сфер? Можно ли получить компенсацию, если ракета взорвётся на старте? Страхуют ли сотрудников космодромов на случай гибели из-за ошибки? О том, как устроена страховая система в космосе — в нашем материале. 

22 декабря 2021
Ольга Фурсова

Когда нужно страховать космический аппарат?

Страхование космических аппаратов делится на три подвида в зависимости от того, на каком этапе запуска находится аппарат. 

Первый вид — страхование космических аппаратов на этапе до запуска. Оно покрывает расходы от повреждений и полной гибели аппарата ещё на стадии производства или испытаний. Страховку обычно покупают производители аппарата или исполнители услуг запуска. Страховое покрытие перестаёт действовать после передачи прав собственности на аппарат заказчику. Как правило, в эту категорию не входит ущерб, нанесённый на стартовой площадке — на старте имущественные риски уже ложатся на владельца космодрома, который не обязательно является одним и тем же юридическим лицом с компанией, устраивающей запуски или владеющей аппаратом. Например космодромом Канаверал во Флориде владеет Министерство обороны США, а запуски проводит NASA. 

Второй вид имущественного страхования космических аппаратов — собственно страхование запуска. Оно покрывает события от пуска до вывода аппарата на расчётную орбиту. В случае с запусками транспортных грузовых или пассажирских кораблей страховой период заканчивается в момент открытия переходного люка стыковочного агрегата корабля после стыковки с МКС. Запуск — это самый сложный период жизненного цикла космического аппарата. Аварийность в этот короткий промежуток времени исключительно высока. Например, риск аварии при запусках кораблей к МКС примерно 5%, а все прочие запуски ещё более рискованные. Неудача в выводе аппарата на расчётную орбиту обычно приравнивается к его полной гибели. Страхование запуска — одна из главных статей расходов в космической индустрии, дороже обходится только сам запуск и производства аппарата. Страховая сумма запуска может достигать 500 миллионов долларов.

Третий вид — это страхование эксплуатации. Период эксплуатации начинается, когда аппарат выходит на орбиту. Обычно договор на такую страховку пересматривают ежегодно. Страховая сумма и премии часто нуждаются в корректировке по мере поступления данных о том, как функционирует аппарат на орбите. Кроме того, стоимость космического аппарата постепенно амортизируется, что позволяет сокращать как страховую сумму, так и премию, которую платит страхователь. 

В период эксплуатации страховые риски существенно меньше, чем при запуске — не выше 1,5%. В основном они связаны с отказами энергосистем, реже — с внешними причинами воздействия, например, со вспышками на Солнце или столкновениями с космическим мусором. Такие аварии случались всего несколько раз с начала века, но с накоплением мусора на орбите число эпизодов вроде повреждения манипулятора МКС в мае 2021 года может вырасти.

Что, если спутник упадёт на чей-то дом? 

Случаи нанесения серьёзного ущерба посторонним за всю историю запусков космических аппаратов единичны. Один из самых известных — падение советского спутника «Космос-954» на территорию Канады в начале 1978 года. Хотя страховые суммы по гражданско-правовому страхованию могут достигать и даже превышать миллиард долларов, размер взносов здесь незначителен. Этот вид страхования осуществляется на основании Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами. 

Страхуют ли космонавтов? 

Страхование людей, участвующих в запусках, будь то космонавты или сотрудники космодромов, обязательно. Как и в других случаях личного страхования, оно касается жизни, здоровья и трудоспособности людей. Страховые выплаты в космической индустрии осуществляются без поиска ответственного за несчастный случай.

Когда началось космическое страхование? 

Страхование запусков и космических аппаратов лишь немногим моложе самой космической индустрии. В первый раз страховой полис в этой сфере был выписан в 1965 году компанией Lloyds, которая застраховала спутник Early Bird американской компании COMSAT на 3,5 миллионов долларов. Страховалась только предстартовая подготовка — любые происшествия, которые могли случиться с аппаратом во время и после старта, страховщики компенсировать не рискнули. 

До 1980-х годов во всём мире страховалось не более 5 запусков в год, и лишь к концу столетия в космической индустрии начался рост интереса к страхованию. Частично это было вызвано тем, что значительную часть космических аппаратов выводил на орбиту СССР, где страхование как отрасль было не развито, а потери покрывались из бюджета. Первый страховой полис для космических рисков был выписан в Союзе лишь в 1990 году. Однако и в США, и в странах Европы космическое страхование в 1980-х только начало развиваться. Объём страхового рынка в космической индустрии в XXI веке перевалил за 1,2 миллиардов долларов. 

С начала XXI века общий размер рынка практически не рос даже на фоне значительного увеличения числа запусков. Во многом это было связано с обострившейся конкуренцией среди страховых компаний. Зачастую им приходится работать в убыток. К примеру, в 2018 году глобальный размер страховых выплат составил 600 миллионов долларов, тогда как страховых премий было собрано всего на 450 миллионов долларов. Ставки для страхования в секторе тогда упали до 2-3%. Страховщики при существующих расценках берутся за работу с космической индустрией прежде всего из-за огромной страховой стоимости, а также из-за соображений статусности — страхование в космосе считается очень престижным. 

Российский рынок космического страхования по итогам 2019 года составил 8,4 миллиардов рублей. Для российских страховщиков тот год был удачным: все российские запуски прошли успешно. При этом мировой рынок космического страхования вновь оказался в минусе: потенциальные убытки по 3 крупнейшим авариям превысили собранные премии примерно на 200 миллионов долларов. 

Какая космическая страховка самая дорогая? 

Самыми дешёвыми для страхователей обходятся риски, связанные с пилотируемыми запусками — критерии к качеству техники, которая несёт людей на борту, особенно строги. Также на страховой тариф влияет лётная история и аварийность ракетно-космической техники.

Как правило, размер страхового платежа для пилотируемых запусков составляет около 5% от общей стоимости запуска. Для запуска спутников телекоммуникации, напротив, риски самые высокие — они часто могут превышать отметку в 20%. Помимо назначения спутника, на тариф также влияют такие показатели как период страхования, тип ракеты-носителя, наличие разгонного блока, орбита выведения. 

Самая крупная страховая выплата в истории индустрии была произведена после неудачного запуска спутника Falcon Eye-1, принадлежавшего Объединённым Арабским Эмиратам, на европейской ракете Vega в 2019 году. Общий размер выплаты составил 415 миллионов долларов — она превзошла предыдущий рекорд, поставленный провалом запуска американского телекоммуникационного спутника «Интелсат-27» в 2013 году.  

теги:
Напишите что-нибудь и нажмите Enter