Франшиза — один из самых выгодных способов вырастить бизнес. Разбираемся, на каком этапе стоит начинать задумываться о франшизе и что необходимо сделать для ее запуска.

17 мая 2023
Наталья Владимирова

Что такое франшиза

Франшиза — это вид бизнеса, при котором франчайзер предоставляет право другим компаниям (франчайзи) использовать свой бренд, товары и услуги, бизнес-модель, методы управления и другие интеллектуальные права.

Франчайзи получают право использовать бренд и бизнес-модель франчайзера в обмен на определенную плату (паушальный взнос) или комиссию за продажи (роялти). Как правило, франчайзер также предоставляет обучение, консультационную поддержку, маркетинговые и рекламные программы, а также другие услуги, которые помогают франчайзи успешно запустить и вести свой бизнес.

Франшиза позволяет бизнесу расти без крупных вложений, выходить на новые рынки без риска собственными ресурсами. Для франчайзи это удобный способ начать свой бизнес, используя уже готовую модель, которая доказала свою успешность.

Кто запускает франшизы

В России чаще всего франшизы создают компании, оказывающие услуги для бизнеса (50%), предприятия общепита (26%) и непродовольственная розничная торговля (13%). Но ограничений для вида бизнеса нет — масштабировать в виде франшизы можно практически что угодно: нанесение разметки на автостоянках, устройства от храпа, выгул собак.

По данным franshiza.ru, оборот рынка франчайзинга за 2022 год вырос на 19%, до 2,78 трлн рублей. Рост связан в том числе с увеличением среднего чека для конечного потребителя практически во всех сферах бизнеса.

На начало 2023 года в России насчитывалось 3249 франшиз. Это на 5% больше, чем годом ранее. И это при том, что в 2022 году около 280 франчайзинговых сетей свернули свою деятельность на территории РФ, что на 70% больше, чем в 2021 году.

Для многих компаний в ситуации отсутствия доступных кредитов для развития франчайзинг стал возможностью продолжить экспансию на рынках за счет открытия партнерских точек.

Когда не рано

Ограничений по зрелости бизнеса для открытия франшизы нет. Если бизнес стабилен и успешен уже на второй год работы, ничто не мешает ему начать продавать франшизы, таких примеров достаточно. Количество клиентов также не имеет значения: даже если у вас 300 подписчиков в соцсетях, среди них уже может оказаться потенциальный франчайзи.

Если вы задумываетесь, готов ли ваш бизнес к такому расширению, проверьте себя по этому чек-листу:

  1. У вашего бизнеса есть рабочая и проверенная бизнес-модель, которую можно реплицировать. Вы должны уметь эту модель уверенно формулировать: вам предстоит убеждать потенциальных франчайзи в том, что это выгодно.
  2. У вас есть уникальный продукт или услуга. Они могут быть уникальными только в каком-то регионе или стране, на которую вы планируете выходить. Уникальность может заключаться в применении какой-то технологии (например, все мастера ваших салонов красоты обучаются онлайн) или в упаковке (скажем, ваша еда продается только в посуде из переработанных материалов). В каждом бизнесе можно найти ту самую изюминку.
  3. У вас есть сильный бренд, который уже известен аудитории и имеет положительную репутацию среди потребителей. Разумеется, бренд должен быть зарегистрирован, иначе вся франшиза будет фейком. Эта процедура занимает несколько месяцев, поэтому, если вы ее еще не прошли, но нацелены на развитие франшизы, запускайте ее немедленно.
  4. Вы прошли через систематизацию бизнеса. У вас прописаны все процессы, которые можно легко передать другим предпринимателям.
  5. У вас достаточно ресурсов для поддержания и развития своей франшизной сети, как временных, так и финансовых. Недостаточно просто продать франшизу — партнеров необходимо поддерживать, ведь от их успеха зависит ваша прибыль и репутация на рынке франшиз.
  6. Вы готовы к работе с франчайзи: в компании приняты и соблюдаются четкие правила и стандарты.

Запуск франшизы

Для того чтобы стартовать, вам нужно будет потратить время на упаковку франшизы. Этот процесс проходит в несколько этапов:

  • Сбор данных. Здесь вам нужно будет посчитать количество ваших клиентов, затраты и уровень доходности — все это будет интересно потенциальным покупателям.

  • Сбор документов — это может быть право на технологию производства и товарный знак, договор торговой концессии и тому подобное.
  • Подготовка презентации франшизы. Красивая презентация с картинками, в которой будут четко прописана финансовая модель, преимущества бренда, ваша история и мотивация для запуска франшизы, ваши ценности и так далее.
  • Создание брендбука с описанием фирменного стиля.
  • Создание бизнес-бука — описание процессов и стандартов компании.
  • Написание пошаговой инструкции по запуску франшизы.

После того как франшиза упакована, вы можете начать ее продвигать и приступать к выбору франчайзи. Это очень тонкий момент, так как репутацию бренда сложно создать, но легко испортить. Предприниматели, которые будут работать под вашим именем, должны быть с вами на одной волне, разделять ваши ценности и, конечно, быть достаточно ответственными для запуска собственного бизнеса. Чтобы все это выяснить, придется проводить глубокие беседы с каждым покупателем франшизы. После того как процесс будет поставлен на поток, он пойдет быстрее и проще.

Вам предстоит провести отдельный расчет бизнес-модели для каждого франчайзи, а потом обучение. Если вы не можете это сделать лично, запишите обучающий видеокурс на онлайн-платформе. Нужно убедиться, что обучен не только сам директор, но и весь персонал.

И наконец, после запуска франшизы вам нужно активно поддерживать партнеров, потому что именно от них зависит успех вашей франшизы.

теги:
Поделиться:
Напишите что-нибудь и нажмите Enter