Список товаров для маркировки постоянно растёт. Уже надо маркировать обувь и алкоголь, с июня 2021 года — велосипеды и молочную продукцию. Рассказываем, что нужно знать о работе по новым правилам маркировки и какие товары она затронет.

8 июля
Лариса Кондратенко

Зачем нужна маркировка

Маркировка — учёт продукции в государственной национальной системе маркировки «Честный знак». Она помогает отследить весь путь товара от создания до продажи покупателю. При маркировке товару присваивают метку — уникальный цифровой код. Метку наносят на товар при производстве, затем данные о товаре попадают в специальную информационную систему.

Маркировать товары в России начали в 2017 году, и с каждым годом список пополняется новыми позициями. В начале 2021 году закон о маркировке затронул торговлю мехом, обувью и алкоголем. Сейчас идет эксперимент с новыми группами товаров: креслами-колясками, пивом и т.д.

На сайте «Честный знак» можно получить видеоинструкции для разных участников товарооборота

Какие товары теперь надо маркировать 

Молочная продукция. Обязательная маркировка стартовала с 20 января 2021 года. До 1 июня шёл подготовительный этап, когда в системе можно было регистрироваться по желанию. С 1 июня часть молочных продуктов уже не получится продавать без маркировки.

Маркировку товаров из молока вводят поэтапно: 

  • 1 июня — мороженое, сыр и другие виды пищевого льда;
  • 1 сентября — молочка сроком годности от 40 дней (молоко, сливки, пахта, йогурт, кефир, сливочное масло, творог, молочная сыворотка и т.д.);
  • 1 декабря — молочка сроком годности до 40 дней.

Маркировать нужно не всю молочную продукцию, а только конкретные позиции по кодам — их мы указали в таблице. 

Маркировка молочной продукции

Маркировать не нужно будет товары весом с упаковкой меньше 30 граммов — их будут маркировать одним кодом при продаже блока из нескольких упаковок. Ещё не нужно будет наносить код на питание для детей до 3 лет и весовой товар — молоко на розлив, творог, сметану и другие продукты на развес.

Также с 1 декабря 2021 года по закону можно будет продавать без маркировки: 

  • Сыр, мороженое и пищевой лёд, купленные у поставщика до 1 июня;
  • Молочку со сроком хранения от 40 дней, купленную до 1 сентября;
  • Молочку со сроком хранения до 40 дней, купленную до 1 декабря.

Велосипеды. Маркировать велосипеды и рамы нужно будет с 1 сентября 2021 года. Правило касается всех, кто производит, продаёт и перепродаёт такие товары. Маркировке подлежат двухколёсные и трехколёсные велосипеды, с двигателем или без, с колясками или без, велосипедные рамы. Методические рекомендации по маркировке велосипедов.

Вот какие категории товаров по кодам затронет маркировка:

Маркировка велосипедов

По каким товарам закончатся отсрочки 

Парфюмерия. Маркировать духи и туалетную воду стало обязательно с 1 октября 2020 года, но до 30 сентября 2021 года можно продавать остатки, ввезённые в РФ до 1 октября 2020 года. Немаркированную парфюмерию можно хранить до 31 октября 2021 года — потом продавать её будет запрещено. 

Обувь. Маркировать обувь стало обязательным с 1 июля 2020 года, однако хранить и перевозить немаркированные остатки можно было до 1 июня 2021 года. Если не успеть промаркировать и ввести в оборот остатки до 15 июня 2021 года, их могут конфисковать.

Какие товары маркируют экспериментально 

Отдельные товары маркируют в рамках эксперимента. Правительство выбирает несколько категорий товаров и проверяет, насколько эффективно работает система маркировки в конкретных отраслях. После окончания эксперимента маркировку для этих групп товаров делают обязательной.

Сейчас к экспериментальным категориям товаров относятся: 

Кресла-коляски. Эксперимент начался 1 сентября 2019 года и закончился 1 июня 2021 года. Туда входили только 2 группы товаров по ТН ВЭД: 8713 10 и 8713 90 — это кресла-коляски с ручным и электрическим приводом, в том числе с двигателями. Скорее всего, обязательная маркировка этих товаров начнётся уже в 2022 году. 

БАДы. Сюда входят витамины, рыбий жир, животные и растительные масла, какао и шоколад и т.д. Экспериментальная маркировка БАД длится с 1 мая 2021 года до 31 августа 2022 года. В эксперимент включены почти все группы пищевых БАДов. Чтобы стать участником, нужно подать заявку на сайте «Честный знак» и настроить кассу. 

Пиво и пивные напитки. Эксперимент начался 1 апреля 2021 года и закончится 31 августа 2022 года. Чтобы стать участником, нужно подать заявку на сайте «Честный знак» и настроить кассу. В эксперименте участвуют почти все виды пива, сидра и напитков на их основе — медовуха и т.д.

Упакованная вода. Эксперимент начался 1 апреля 2021 года и затронул товары с кодом ТН ВЭД 2201 — это природная и искусственная минеральная вода, газированная и нет. Завершился эксперимент 1 июня 2021 года — это значит, что в 2022 году маркировка воды может стать обязательной. 

Какие товары маркируют в 2021 году экспериментально

Коротко о маркировке

  1. Маркировка помогает контролировать производство и оборот товаров в разных категориях.  
  2. С 1 сентября 2021 года обязательно маркировать велосипеды и шины.
  3. С этого года обязательно маркировать молочную продукцию: с 1 июня — сыр, мороженое, с 1 сентября — молочку сроком хранения от 40 дней, с 1 декабря — молочку сроком хранения до 40 дней. 
  4. Сейчас в рамках экспериментальной маркировки участвуют 4 группы товаров: недавно закончилась маркировка кресел-колясок, эксперимент продолжается с БАДами,  упакованной водой и пивом.
  5. В этом году заканчиваются отсрочки по хранению и реализации немаркированной парфюмерии и обуви. Сроки маркировки обуви — до 1 июня 2021 года, парфюмерии — до 31 октября 2021 года. 
Напишите что-нибудь и нажмите Enter