Что такое инфоцыганство?
Трудно сказать, откуда появился этот ныне распространённый термин, но принято связывать его с проектом «Бизнес Молодость», организованном в 2010 году. Составители называли себя инфобизнесменами, так как монетизировали передаваемую информацию. Организаторы вовлекали молодых людей, обещая им новейшие знания по построению и развитию собственного бизнеса, но, по сути, такие курсы не содержали подтверждённой информации и не несли в себе образовательной нагрузки. Это полностью противоречит сути инфобизнеса, когда продаётся реальная экспертность, из-за чего ложных экспертов стали называть инфоцыганами.
Головокружительная популярность проекта привела к тому, что стали плодиться аналоги «Бизнес Молодости», а после явление распространилось и на другие сферы. Самые популярные из них — фитнес, SMM, психология и здоровье, семейные отношения. Сферы разные, но общее одно: составители обещают невероятный результат в кратчайшие сроки, при этом передаваемая ими информация никем не проверена.
Масштаб эпидемии
Всего 1% доходов блогеров составляют предлагаемые ими услуги, и далеко не все эти услуги — это «курсы по прокачке себя». Многие запускают свои линии одежды или косметики, но часть уходит в пресловутое инфоцыганство. Ниша прибыльная: за 2022 год, согласно исследованию LiveDune, инфоцыгане в России заработали около 4 миллиардов рублей — это на 24% больше, чем в 2021 году. Число инфоцыган также увеличилось за год, почти на 18%. Курсы по чему бы то ни было стали так часто пестрить в ленте, что невольно любой блог, реклама или рекомендация начинают восприниматься предвзято.
Все ли курсы и блоги — это инфоцыганство?
Следует различать действительно экспертный курс, когда блог является лишь поддерживающим атрибутом составителя, использующего соцсети и блог-платформы как площадки для продвижения подтверждённой информации, и курс, созданный человеком, который экспертом себя только называет. Второе порой весьма успешно маскируется под первое, но всё равно содержит в себе сигналы к тому, что навязываемый вам тренинг — пустота.
1) Сфера, по которой продаётся курс, не имеет никакой научной подоплёки
Что такое личностный рост? Существует ли единая формула любви? Возможно ли подобрать универсальную стратегию масштабирования бизнеса? Однозначно ответить на эти вопросы вряд ли получится, однако инфоцыгане будут гарантировать результат по любой актуальной теме — и это красный флаг.
2) Слишком идеальная картинка
Со стороны будет казаться, что «эксперт» живёт в идеальном мире, который сам рекламирует его продукт: «коуч по семейным отношениям» наполнит свои соцсети исключительно улыбчивыми семейными фотосессиями, «бизнесмен» станет демонстрировать недостижимо высокий уровень жизни и уверять, что знает ключ к успеху, который все скрывают, и так далее. Всё, что происходит в соцсетях, «прогревает» потенциальных участников курса.
3) Несколько сфер «в одном пакете»
Один из явных признаков инфоцыганства — «всё и сразу». Одним курсом такой человек никогда не ограничивается и пробует новые ниши: и похудение, и психология, и разбор натальной карты. При этом часто новое направление весьма неожиданно: вы знали блогера по его лайфстайлу, и вдруг он запускает курс по фитнесу, или наоборот.
4) Быстрый «успешный успех»
Все курсы, тренинги, программы, запускаемыми не реальными экспертами, а инфоцыганами, отличает одно: короткие сроки и обещание невероятного результата. Инфоцыгане хорошо готовятся: вы увидите и восторженные отзывы участников, и рекомендации таких же «экспертов», ну а реклама будет просто на каждом шагу, словно знак свыше. К сожалению, отследить достоверность отзывов довольно сложно, как и сложно определить долгосрочность обещанного результата: часто «успешный успех» приходит, но не задерживается надолго. Характерный пример здесь как раз бизнес: в краткосрочном периоде что-то срабатывает, но оказывается бесполезным на длинных дистанциях.
В чём опасность инфоцыганства?
Инфоцыгане — не звонящие по телефону фейковые представители банка, они не вымогают деньги напрямую, но однозначно не совсем честны с аудиторией своих тренингов. Обман заключается в гарантии недостижимого, неизмеримого и зачастую несуществующего результата после прохождения «волшебных» программ. Закон о защите прав потребителей не распространяется на «коучей», поэтому никакой ответственности за свою деятельность инфоцыгане на данный момент не несут. Хотя шаги в сторону регулирования делаются, и недавно за ненадлежащее оказание услуг суд взыскал компенсацию с «Фабрики beauty-звёзд».
Но не всем так везёт: инфоцыгане обладают невероятной харизмой и тратят огромное количество времени и денег на так называемые прогревы: когда подписчикам или таргетированным пользователям планомерно закладывается мысль, что их текущее положение неблагополучно, что они недостаточно красивы/успешны/богаты — и эту проблему в короткие сроки можно решить, купив курс/членство в закрытом клубе / зарегистрировавшись на марафон. Цены на групповые курсы и индивидуальное наставничество варьируются от нескольких тысяч до миллионов — на любой вкус и кошелёк. Сеть пестрит историями о том, как люди берут кредиты для покупки курсов и остаются без «гарантированного результата», зато с долгами и проблемами. К сожалению, единого портрета жертвы инфоцыганства нет, каждый может угодить в ловушку, если попасть в его болевую точку, однако некоторые категории выделяются как наиболее подверженные влиянию: это мамы в декрете, молодые и неопытные люди, люди в возрасте и все, кто находится в состоянии жизненного кризиса (из-за потери работы, разрыва отношений и так далее).
Как не попасть на крючок?
Повышать образованность через сертифицированные центры, а в моменты кризисов обращаться за психологической помощью, а не «волшебной пилюлей» псевдокоучей. Изучить бизнес-процессы помогут вузы, а для физкультуры есть спортивные клубы.