Беспрецедентные события, повлиявшие на мировую экономику в последние годы, отразились и на музыкальном рынке России. Однако часть факторов могут считаться мощными драйверами развития, а часть — своеобразным наследием прошлого, определяющим ландшафт индустрии.
Что и где мы будем слушать?
К 2021 году объем стриминга в России достиг около 15,2 млрд рублей, а количество подписчиков — 20 млн слушателей. По данным исследования, последние пять лет стриминг в России рос общемировыми темпами на 10‒30 процентов в год, общемировой темп роста стриминга в 2020 году составил 18,5 процентов. Дополнительным стимулом стало появление комбинированных подписок «Яндекс.Плюс» и VK Combo.
Согласно все тому же исследованию, около 70 процентов россиян постоянно слушают музыку (несколько часов в день) онлайн, на концертах или по радио. Основная аудитория как на стримингах, так и на офлайн-мероприятиях — молодые люди в возрасте от 18 до 35 лет. У более старшего поколения потребление музыки падает, а вкусы перестраиваются. Российский слушатель, по оценкам участников рынка (агрегаторов и билетных операторов), предпочитает отечественных исполнителей. Около 70 процентов потребляемой музыки на рынке — это российские артисты. Самые популярные жанры — поп-музыка, рок-музыка и хип-хоп.
Специалисты сходятся во мнении, что с уходом Spotify и потерей части подписчиков Apple Music аудитория стримингов перераспределится. Кроме того, большая тройка зарубежных лейблов — Warner Music, Sony Music и Universal Music — не будет поставлять новинки российским компаниям. Несмотря на то что отечественные стриминговые сервисы активно развиваются, а их маржинальность составляет около 15 процентов, активный рост уже тормозит волна пиратства. Да, мы немного вернулись в 2010 год.
Концертный рынок и его перспективы
Эпидемия коронавируса затормозила рост рынка и существенно повлияла на концертный сегмент (по оценкам экспертов, падение составило около 80 процентов от объема рынка), и восстановление началось только в конце I квартала 2022 года. При низкой маржинальности концертной деятельности (2–5 процентов) и при падении из-за санкций в 2022 году доходов от выступления зарубежных артистов объем сегмента рынка отброшен на уровень 2017 года.
На помощь в этой ситуации могут прийти музыкальные фестивали, которые приобрели большую популярность за последние несколько лет и вышли из зоны «серого» рынка. Это события, объединяющие множество исполнителей и собирающие сотни тысяч зрителей в течение нескольких дней. Среди наиболее успешных московских фестивалей можно отметить Park Live, Moscow Music Week, Signal и проведение московскими промоутерами в Казани фестиваля AWAZ. Тренд был заложен фестивалями-пионерами: Alfa Future People, Пикник «Афиши», Outline.
Поддержка отрасли есть
Все игроки рынка сходятся во мнении, что музыкальная индустрия как никогда нуждается в государственной поддержке. Сегодня государство всячески старается помочь отрасли: выделяются гранты Президентского фонда культурных инициатив со средней суммой 2,2 миллиона рублей и Российского фонда культуры и Министерства культуры РФ со средней суммой 1,9 миллиона рублей, гранты Президента РФ для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства.
В Москве, например, где в 2021 году выручка всей индустрии составила 30 млн рублей, оказывается поддержка в виде льгот на закупку оборудования в студии звукозаписи, аренду помещений, услуги ЖКХ, а также выделяются субсидии на образование сотрудников и многое другое. Подобные меры дают надежду на то, что российский музыкальный рынок продолжит жить и радовать своих слушателей.