Типичный руководитель малого бизнеса — это и менеджер, и бухгалтер, и маркетолог, и эйчар. Совместить столько навыков в одном человеке очень сложно, но выбирать не приходится. Рассказываем, как справляться с наймом сотрудников, если вы управляете бизнесом.

16 июня 2023
Наталья Владимирова

Где искать сотрудников

У большинства малых бизнесов нет бюджета ни на рекрутинговые агентства, ни на содержание собственного специалиста по найму. Как правило, наймом занимается сам основатель: он знает ценности компании, представляет траекторию развития и необходимые навыки сотрудников.

Но у руководителя бизнеса очень ограниченные ресурсы, как временные, так и эмоциональные, поэтому найм сотрудников должен быть максимально эффективным.

Прежде всего, стоит воспользоваться чудесами автоматизации. На многих онлайн-платформах и рекрутинговых сайтах предоставляются не очень дорогие пакеты услуг, которые позволяют вести поиск сотрудников под ваши запросы, отправлять им тестовые задания и анкеты. Вы даже можете использовать для отбора кандидатов модные чат-боты! Хорошая анкета с продуманными вопросами позволит вам сильно сократить время на собеседовании.

Раздел с вакансиями на вашем сайте или поиски в соцсетях по-прежнему работают отлично. Разместите сообщение о поиске сотрудника в свободной форме, попросите друзей и коллег распространить информацию. Для малого бизнеса большое значение имеет личность основателя, поэтому, если у вас интересный и открытый профиль, люди будут активно к вам «стучаться» и предлагать свои кандидатуры. Сообщение стоит писать максимально честно. Помните, что вы уже начали формировать бренд работодателя, который будет влиять на успехи компании в будущем.

Попробуйте личные рекомендации: обратитесь к нынешним сотрудникам, деловым партнерам и контактам в отрасли, чтобы они помогли найти кандидатов. Но имейте в виду, что личные рекомендации имеют и одну неприятную особенность: люди могут продвигать некомпетентных специалистов, например своих родственников.

Можно присоединиться к профессиональным группам и сообществам в социальных сетях, на форумах и специализированных платформах. Там также можно найти полезные рекомендации и потенциальных кандидатов.

Как построить процесс выбора

Определитесь с тем, кто вам нужен. Точно опишите, кого вы ищете и какими навыками должен обладать кандидат. Не надейтесь, что сотрудник сможет выполнять задачи нескольких специалистов так, как это делаете вы. Не стоит думать также, что он будет смотреть на ваш бизнес вашими глазами, то есть глазами владельца, и нести такую же ответственность. Это не ваш партнер — это сотрудник. Поэтому четко описывайте то, чего вы от него хотите, а также то, что готовы дать взамен.

Можно сразу прописать ключевые требования, применяемые ко всем кандидатам, — например, вы хотите, чтобы коллектив был молодым или чтобы никто в компании не курил. Не стесняйтесь озвучивать свои требования: вы владелец бизнеса, и результат вашего выбора будет напрямую влиять на финансовые показатели компании.

Когда подошел момент выбора, постарайтесь отбросить эмоции. Не стоит брать на работу тех, кто просто вам понравился. Внимательно посмотрите на опыт работы, позвоните по возможности предыдущему работодателю, дайте кандидату тестовое задание. Если кандидат вам подходит идеально, но просит лучшие условия, возможно, стоит пойти ему навстречу. Ошибка в найме вам обойдется гораздо дороже.

Пять ошибок при самостоятельном найме

  • Тратить свое ценное время на ответы о зарплате и обязанностях по каждому запросу. Всегда просите сначала отправить резюме.
  • Отвечать на сообщения от кандидатов в любое время дня. Обязательно выделите строгие временные рамки для задач найма, чтобы не перегореть и успевать делать другие дела.
  • Слишком долго искать сотрудников. Нездоровый перфекционизм может привести к плачевным последствиям: пока вы будете искать «того самого», задачи компании будут висеть, что может привести к большим проблемам, даже если в итоге найдется идеальный кандидат. Поставьте себе четкую количественную цель — например, выбрать не более чем из десяти претендентов.
  • Нанимать сотрудников из числа друзей и родственников. На хороших личных отношениях без нужных профессиональных навыков бизнес не построишь. Если берете знакомых, применяйте к ним те же требования, что и к кандидатам «с улицы».
  • Выбирать звезд рынка. Кроме того, что всем известные крутые профессионалы стоят дорого, у них могут быть завышенные ожидания от бизнеса, и они могут быстро уйти из компании, соскучившись через пару месяцев. Или будут тянуть одеяло на себя, продавливая свои решения, или требовать для себя непомерных бюджетов, потому что привыкли работать с большими цифрами.

Бумажная работа: документы, которые нужно оформить при найме

  • Трудовой договор — основной документ, определяющий взаимоотношения между вами и сотрудником: зарплату, обязанности обеих сторон и так далее. Трудовой договор обычно подписывается до начала работы сотрудника или в кратчайшие сроки после его приема на работу.
  • Приказ о приеме на работу — внутренний документ, который оформляет работодатель, — с ФИО сотрудника, должностью, датой начала работы и другими существенными деталями.
  • Личная карточка сотрудника. Это документ с личными данными сотрудника: ФИО, дата рождения, адрес, контактная информация, данные о семейном положении, образование и другие сведения. Такая анкета помогает вести учет персонала и предоставлять нужную информацию при необходимости.
Поделиться:
Напишите что-нибудь и нажмите Enter