Сегодня одновременно несколько стран мира всерьез озабочены освоением Луны. Кто-то стремится поскорее начать отправлять туда туристов, а кто-то даже занимается вопросом колонизации. Сейчас эти проекты выглядят как нечто самое что ни на есть современное, однако мало кто знает, что еще в советское время существовал проект «Лунная база». До того, чтобы разбить на спутнике полноценный лагерь, мы были еще далеки, но цель отправиться на Луну и высадиться на ее поверхности была близка. Власти в итоге посчитали, что после полёта американцев на спутник Земли никакого политического эффекта эта идея уже не принесет и не окупится, поэтому проект был закрыт.
До реализации более прорывного проекта «Лунная база» нужно было сделать ещё очень много. Необходимо было сначала создать и привезти на Луну оборудование, с помощью которого нужно было построить там долговременную базу, и только потом уже доставлять экипажи. Впрочем, с технической точки зрения всё это было реализуемо — нужно было довести до ума ракету Р-1 тяжёлого класса, модули лунной базы, энергоустановки, луноходы и другое оборудование. Специалисты находились только на этапе разработки, но приступить в ближайшем будущем к конкретному конструированию летных образцов им ничего не мешало.
Цельтесь на Луну вместе с зарплатной картой «Твой плюс» от ПСБ! Если хотите начать копить на путешествия, вам поможет наш накопительный счет “Акцент на процент” со ставкой до 11% годовых. Во время отпуска вы можете путешествовать и получать кешбэк до 7% за траты по заплатной карте ПСБ “Твой плюс”. Для держателей карт «Мир» кешбэк до 20%.
При этом все наработки, которые были сделаны российскими учёными в тот период, так или иначе используются сегодня не только в России, но и в других странах, где ведется работа над лунными программами. Наработки не были засекречены: учёные докладывали о результатах своих программ на международных конференциях. Но при этом многое из того, что уже было сделано, сейчас приходится разрабатывать заново, поскольку с учетом другого уровня развития техники в основе создания всех приборов лежит совершенно другая элементная база, другой устрой систем управления. Сегодня всё создается на новом техническом уровне.
Впрочем, даже сейчас в вопросе освоения Луны остаётся множество проблем. Для начала нужно обеспечивать радиационную безопасность людей, если они будут находиться там длительное время. Уровень радиации, который обусловлен космическими лучами и потоками заряженности от солнца, там очень велик. Незащищённому экипажу пребывать на поверхности Луны продолжительное время просто невозможно.
Есть определенные ограничения по нахождению на поверхности Луны, да и в окололунном пространстве. Для того, чтобы там долго жить, успешно работать и вернуться здоровым на Землю, предстоит решить множество задач. Всё ещё открыт вопрос гипомагнетизма и воздействия лунной пыли — как себя поведёт организм человека в этих условиях. Американцы во время своей экспедиции столкнулись с проблемой пыли: когда люди, которые ходили по поверхности Луны, возвращались в командный модуль, а затем на Землю, они под скафандром были все абсолютно чёрные — их бельё и кожа были покрыты лунной пылью. Вернувшиеся астронавты до полугода чувствовали вкус этой лунной пыли во рту.
Перспектив в пребывании человека в околоземном пространстве на самом деле не так много, они достаточно ограничены. Экспансия на Луну всего человеческого вида невозможна. Однако космонавтика и наука в целом на месте стоять не может, поэтому человек все равно будет стремиться в далекий космос. Наиболее реальная перспектива на ближайшее десятилетие — серьёзно заняться изучением Луны, изучением ее ресурсов, возможном использовании этих ресурсов для экономики Земли.
Сегодня уже существует несколько стартапов, которые надеются отправить первых туристов к Луне в течение ближайших двух десятилетий. Некоторые компании уже давно объявили предположительную стоимость своих космических туров для всех желающих. Например, в Golden Spike в 2012 году заявили, что будут отправлять людей на Луну за $750 млн с человека. Компания Space Adventures в 2011 году даже открыла продажу своих лунных космических туров стоимостью $150 млн, в которую входил облет вокруг Луны без высадки и длительные тренировки к полету на земле. Известно, что как минимум один человек приобрел такой тур.
Информация о том, кем был этот покупатель, и состоялся ли именно этот тур, не раскрывается. Однако Space Adventures в сотрудничестве с «Роскосмосом» давно принимает участие в запуске туристов в космос. Правда, пока только на МКС. Первый такой полет состоялся 28 апреля 2001 года. Помимо космонавтов, на борту корабля «Союз» находился бизнесмен итальянского происхождения Деннис Тито, самостоятельно оплативший свой полет. Именно его принято считать самым первым космическим туристом.
На сегодняшний день назвать космическими туристами можно девять человек — это Марк Шаттлворт, Грег Олсен, Ануше Ансари, Чарльз Симони, Ричард Гэрриот, Ги Лалиберте, а также Юсаку Маэзава и Йозо Хирано, совершившие полет на МКС совсем недавно, 8 декабря 2021 года. Полет двух японских туристов был первым после 12-летнего перерыва. Предположительно, именно о них шла речь в 2019 году в момент заключения двух контрактов Space Adventures с «Роскосмосом» на космический запуск туристов на корабле «Союз МС». Еще тогда гендиректор «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин заявил, что в дальнейшем компания планирует осуществлять до четырех запусков «Союз МС» с туристами к МКС в год, а также выразил свою уверенность в том, что будет много желающих слетать в космос. Известно, что первым туристам такие полеты обходились сравнительно дешево — первые четыре полета на МКС стоили по $20 млн. Согласно документации разработчика «Союз-МС» – РКК «Энергия», полет на таком корабле на МКС сейчас стоит около 2,5 млрд рублей.