Рекордный год для сферы услуг в России
С весны 2022 по весну 2023 года специалисты в сфере услуг заработали почти 16 трлн рублей — почти 10% от годового ВВП России. За этот период россияне сделали более 4 млрд заказов — спрос на самые популярные виды услуг вырос на 40–70%.
Эти цифры уже впечатляют сами по себе, но это только начало. Смотря на такой результат, легко подумать, что деньги в сфере услуг в основном зарабатывает крупный бизнес. Оказывается, это совсем не так. По данным исследования «Авито Услуг» и ORO, 79% заказов и выручки на рынке приходится именно на частных мастеров и микробизнес.
В целом расходы россиян в этот период сокращались, однако услуги не попали в этот тренд, а, наоборот, стали более востребованными. Сфера услуг выиграла за счет ухода с российского рынка западных брендов: например, потребители стали чаще ремонтировать технику и обращаться к мастерам на час.
Необычно и то, что россияне все больше доверяют именно частным исполнителям услуг. Большую роль тут играет низкий уровень доверия к бизнесу: крупному бизнесу в России доверяет всего 28%, малому и среднему — 42%.
Частные мастера не предоставляют гарантий и не могут похвастаться официальными сертификатами. Однако россияне больше верят в силу личного договора, чем в официальные заверения. С частниками можно договориться о цене и обсуждать, какие именно услуги они будут предоставлять. За их честность ручается сарафанное радио, ну или отзывы других клиентов в интернете.
Оказание частных услуг — отличный вариант для подработки, полноценной карьеры или вашего первого бизнеса
По данным «Работа.ру», число россиян, которые оказывают частные услуги, за последний год выросло с 20% до почти 30%. Для 7% услуги — это основная занятость, а для 22% — подработка.
Этот тренд связан с интересом россиян к подработке: за прошлый год количество людей в поисках вторичной занятости увеличилось на 15%. Работодатели все чаще предлагают неполную занятость, поэтому сотрудники совмещают несколько работ или оказывают услуги в свободное время.
Впрочем, не стоит недооценивать сферу услуг как основной источник заработка. По подсчетам «Авито Услуг», микробизнес в сфере услуг заработал за последний год около 12 трлн рублей.
Сервис по оказанию услуг — самый простой бизнес, который может открыть новичок. Он не требует сложного оформления и больших изначальных вложений. «Витрину» бизнеса можно организовать через готовые шаблоны на сайтах с услугами, а для рекламы хватит социальных сетей. При этом вы будете работать на себя и управлять собственным делом.
Какие услуги пользуются у россиян наибольшим спросом
Чтобы начать успешный бизнес в сфере услуг, важно убедиться, что ваши услуги востребованы на рынке.
Самым большим спросом за последний год пользовалась сфера строительства — провайдеры услуг в этой области заработали 3 740 млрд рублей (24% от общей выручки). На втором месте расположились услуги изготовления на заказ (18%) — провайдеры заработали 2 859 млрд рублей. Большим спросом пользовались деловые услуги (8% — 1 316 млрд рублей), транспортные услуги (8% — 1 281 млрд рублей), а также сфера услуг красоты и здоровья (8% — 1 208 млрд рублей).
Больше всего в 2022 году вырос интерес к деловым услугам (бухгалтеры, нотариусы и так далее) — к ним стали обращаться на 69% чаще, а средняя сумма заказа составила 1000 рублей. В 1,5 раза вырос спрос на услуги бьюти-специалистов, которые в среднем зарабатывали по 800 рублей за заказ. На 46% чаще стали нанимать помощников в сфере бытовых услуг.
Самая большая конкуренция будет в сфере красоты и здоровья — услуги в этой области оказывают 735 тыс. провайдеров. На втором месте — обучение и репетиторы (623 тыс. провайдеров), на третьем — деловые услуги (549 тыс. провайдеров).
Как начать зарабатывать на оказании услуг
Если вы выбрали услугу, которую хотите предоставлять, дело за малым — найти клиентов. Для этого нужно использовать онлайн- и офлайн-каналы. По статистике «Авито Услуг», около 40% заказов исполнители услуг получают из интернета, а остальное — из офлайн-источников.
Рост популярности частных услуг во многом связан с развитием централизованных сервисов для размещения объявлений и поиска исполнителей. «Авито Услуги», «Яндекс Услуги», «Профи.ру» позволяют частным провайдерам размещать объявления об услугах по стандартным шаблонам и предоставляют пользователям поисковой агрегат для выбора лучших работников. Это хорошая витрина для вашего бизнеса по предоставлению услуг, для максимального охвата стоит зарегистрироваться на нескольких сайтах.
Более половины онлайн-заказов мастера получают из мессенджеров (Telegram, WhatsApp) и российских социальных сетей — 25%. Эти инструменты будут работать лучше после того, как у вас появится репутация надежного специалиста и база постоянных клиентов. В социальных сетях вы сможете показывать выполненные заказы и привлекать за счет этого новых клиентов. Довольные клиенты также будут рекомендовать вас друзьям и бесплатно рекламировать ваш бизнес.