Правда ли, что в кризис сокращают в первую очередь бюджеты на маркетинг, и что ждёт российский рынок рекламы?

29 июня 2020
Елизавета Тусжанова

Когда мы готовили текст о том, как изменились доходы россиян из-за коронавируса, пришло много откликов от людей, занятых в сфере рекламы: они очень хотели поделиться тем, что происходит на их рынке. Удивительно, но рекламная деятельность не признана пострадавшей отраслью экономики, в отличие от, например, деятельности СМИ. Более того, Торгово-промышленная Палата РФ предложила правительству включить наружную рекламу в перечень отраслей, наиболее пострадавших из-за распространения коронавируса. О деятельности PR и Event-агентств речи не шло. Наши собеседники решились рассказать о «схлопывании» бюджетов, сокращении заказов и жизни на одну кредитку.

Анастасия: из рекламщика в педагоги

Я — дипломированный специалист по рекламе, руковожу агентством маркетинговых коммуникаций «Оранжери». Мы занимаемся «полевой» работой: промо-акциями, проверками методом «тайный покупатель», аудитом цен, эвентами, мерчендайзингом. 26 марта все клиенты поставили на «стоп» текущие проекты и заморозили будущие. Магазины оказались закрыты, а нашим полевым работникам теперь не разрешалось выйти на улицу. Доход упал до нуля. В прямом смысле слова. В апреле оборот моего маркетингового агентства составил 0 рублей.

Я проплакала три дня и вспомнила про козырь, который у меня был в рукаве: я преподаю студентам маркетинг в ВГУ, это моя любимейшая работа. А что, если мне пойти работать частным репетитором по обществознанию и маркетингу? Я знаю и тот, и другой предмет, умею интересно подать и рассказать. И я настроила контекстную рекламу, зарегистрировалась на сайте Профи и Юду, вложила немного денег и начала получать отклики. Также я рассказывала о себе в своих социальных сетях. Предлагала ученикам бесплатные занятия, чтобы они познакомились со мной как с преподавателем и захотели заниматься дальше. Быстро появились положительные отзывы, заработало сарафанное радио. В апреле и мае я заработала среднюю зарплату по моему региону — да, это в 2-3 раза меньше моего обычного дохода, но теперь в самоизоляции мне просто некуда тратить деньги. Путешествовать нельзя, кафе и магазины закрыты. А потребности, как выяснилось, у меня совсем небольшие: еда, товары для дома, оплата коммуналки и кредитов. На всё хватает, даже остаётся. Психологически ничего не урезаю, даже удалось оплатить себе несколько курсов повышения квалификации.

Никакой помощи от государства маркетинговым и эвент-агентствам не положено. Я не получила ни рубля, ни одной льготы от государства. Чтобы заплатить сотрудникам, взяла кредит в банке под обычный потребительский процент. Будущее пока туманно — надеюсь, что к осени текущие проекты восстановятся, и всё вернётся на круги своя. В любом случае, моих знаний и навыков хватит, чтобы прокормить себя и расплатиться по обязательствам.

Александра: из менеджера во фрилансеры

Я практикующий пиар-менеджер, занимаюсь пиаром и SMM, раньше занималась рекламой. Мой опыт в отрасли — 8 лет в разных компаниях. Я работала в агентстве, получала довольно крупную сумму. В связи с пандемией мои доходы сократились ровно в 2 раза, а саму зарплату сократили процентов на 20. В итоге, мой доход на начало мая составлял 20 тысяч рублей. Конечно, это пугало: у меня есть обязательные платежи за жильё и по кредитам.

Но я выкрутилась: нашла дополнительные источники заработка, начала вести аккаунты в инстаграме, нашла себе заказчиков. Сейчас мой доход выше, чем был до кризиса. Ситуация с пандемией подтолкнула меня начать работать на себя. Сейчас у меня в планах уходить в свободное плавание, набирать себе заказчиков и работать с ними напрямую. В принципе, я не жалуюсь: сначала кризис меня обокрал, а потом обогатил.

Помощь от государства я получила в виде 5 тысяч рублей, которые выделялись семьям с детьми.

Я и так привыкла жить экономно, так как у меня есть ребёнок. Но в кризисный май мне удалось даже открыть вклад, до пандемии мне не удавалось такого. Сократились расходы: вещей оказалось вполне достаточно: когда работаешь дома, большой гардероб не нужен. Сократились расходы на кафе.

Я с оптимизмом смотрю в будущее: пиар будет востребован в любые времена, а особенно, в кризисные. Да, расходы на рекламу сокращаются, но я постоянно мониторю рынок труда и смотрю, что есть предложения, в том числе и для сильных игроков рынка. Конечно, есть много безработных, но и предложения работы тоже есть. Думаю, все будет хорошо.

Светлана: из креативного директора в… неоплачиваемый отпуск

Я работаю креативным директором в рекламе, работаю на фрилансе — придумываю идеи рекламных кампаний для различных брендов, как крупных, так и небольших. Придумываю слоганы, концепции, визуальную составляющую, сценарии, ролики, баннеры — различные инструменты.

Я почувствовала падение доходов: за последние два месяца у меня не было ни одного проекта, потому что я работаю с агентствами, а большинство из них испытывает огромные сложности: они стараются не расходовать имеющиеся деньги на фрилансеров и стремятся решать задачи внутренним ресурсом. Даже мои постоянные заказчики просят набраться терпения и понимания, потому что у них нет ресурсов.

Мне приходится сейчас жить на кредитную карту, потому что дохода у меня фактически нет. Деньги сейчас мне нужны на продукты, новую одежду я не покупаю, путешествий тоже нет. Даже после того, как карантин закончится и вернутся проекты, мне потребуется время, чтобы закрыть кредитку.

Альтернативного источника дохода я пока не нашла. Я на связи со своими заказчиками — надеюсь, что-то появится в ближайшее время. Менять сферу занятости я бы не хотела, например, не хотела бы работать курьером. Моя работа мне нравится и приносит удовольствие. Не хочу откатываться назад. Но если дальше будет так же тяжело, как сейчас, то я буду искать какие-то другие способы зарабатывать, скорее всего, тоже в рекламе. Возможно, это будет уже связано с деятельностью менеджера или продюсера рекламных кампаний.

Я — индивидуальный предприниматель. Пострадавшим отраслям выплачивается помощь от государства, но только если пострадавшая отрасль — твой основной вид деятельности. Мой основной вид деятельности — деятельность рекламных агентств, а им помощь не оказывается. Хотя очень многие агентства закрываются, кому-то урезали зарплату на 30 процентов, кому-то на половину, многих уволили. Непонятно, почему эту отрасль пострадавшей не считают.

Я получала материальную помощь от государства, когда была за границей. Когда пандемия началась, я была на Бали, а мой рейс домой отменили. Мне приходило около 2400 рублей в сутки, для Бали это очень неплохие деньги.

Я стараюсь мыслить позитивно. Я не думаю, что быстро вернусь на тот уровень дохода, который был у меня в ноябре-декабре 2019-го, но думаю, что постепенно всё восстановится. Сейчас, когда идёт обсуждение каких-то проектов, мне называют расценки в 2 раза ниже, чем раньше предлагались за ту же работу. Снижение расценок будет, потому что многие маркетинговые бюджеты заморожены.

Всё, конечно, печально, но это интересные времена, ведь ты можешь много времени уделить себе. Я, например, прочитала сейчас больше книг, чем за весь прошлый год. Но объективно не хватает работы как деятельности, а также чувства нужности. Приходится заново изобретать распорядок дня. Но надеюсь, мы потихоньку выкарабкаемся.

Поделиться:
Напишите что-нибудь и нажмите Enter