В конце 80-х годов современной политэкономии в западной науке не было, политологи не видели связи между победой кандидатов на выборах и экономической ситуацией, а макроэкономисты полностью исключали политику из своего анализа.
«Политологи думали: “Ну, этот политик выиграл выборы, этот выиграл выборы. Но это не связано с экономической политикой” (…) Не было современной политэкономии», — объясняет экономист Сергей Гуриев в эфире радиостанции «Эхо Москвы».
Применив междисциплинарный подход, Альберто Алесина показал, что политические изменения существенно влияют на экономику, а экономика влияет на политические решения. Вместе с социологами, культурными антропологами, историками, политологами, психологами он искал ответы на самые разные вопросы: как плуг изменил роль женщин в обществе, какой оптимальный размер государства, как контролировать инфляцию.
«Отличительной чертой Альберто Алесины является то, что он задавал необычайно интересные вопросы практически обо всем, и он давал действительно интересные ответы и открывал целые области», — сказал о нем профессор Джеффри Фриден.
Свободу рынкам
Как и другой вьющийся экономист, Милтон Фридман, Альберто Алесина призывал снижать вмешательство государства в экономику. В его единственной переведенной на русский язык книге «Либерализм – это левая идея» говорится, что свободный рынок, конкуренция, «власть достойных», препятствование созданию монополий гораздо эффективнее противостоят неравенству возможностей. По его мнению, даже движение профсоюзов на самом деле часто вредит работникам, а не наоборот, так как мешает вхождению молодежи на рынок труда.
«Очень щедрые системы пенсионного обеспечения перераспределяют доходы от молодых к пожилым, хотя пожилые на самом деле не обязательно беднее молодых, особенно учитывая увеличение продолжительности жизни. (…) Некоторые меры перераспределительной политики в развитых странах приводят к непреднамеренным последствиям, разделяют бедных на инсайдеров и аутсайдеров и создают еще большее неравенство», — сказал Алесина в одном из интервью.
Включив в анализ культурологические аспекты, профессор выяснил, что общество выбирает систему с низкими налогами и уровнем перераспределения доходов, если верит, что разница между бедными и богатыми в основном определяется собственными усилиями работников. Такая ситуация наблюдается в США. Если достижение богатства считается результатом связей, удачи и коррупции, как в Европе, действует система с высоким перераспределением.
Рецепт против кризиса
Во время экономического кризиса 2008-2009 годов профессор поддерживал проведение жесткой налогово-бюджетной политики. Экономист полагал, что сокращение госрасходов, в том числе на программы социальных пособий менее вредно, чем повышение налогов, так как помогает сократить дефицит бюджета и госдолг, избежав рецессии. «Стимулирование экономики за счет дефицита бюджета во время рецессии не означает отсутствия бюджетной дисциплины. Идеально дисциплинированная налогово-бюджетная политика позволяет увеличивать дефицит во время спадов и копить профицит во время бума», — пояснил Алесина в интервью Goldman Sachs.
Он отмечал, что такая тактика не всегда ведет к экономическому буму, однако “бюджетные корректировки, основанные на сокращении расходов, являются гораздо менее дорогостоящими с точки зрения потерь производства, чем корректировки, основанные на повышении налогов”. При этом чрезмерно низкие госрасходы тоже вредят экономике, подчеркивал он.
«Алесина был сторонником введения четких и ясных бюджетных правил, которые бы ограничивали политикам возможность манипулировать государственными расходами в угоду амбициям», — отметил Рубен Ениколопов, экономист, ректор Российской экономической школы в статье для газеты «Ведомости», посвященной вкладу Альберто в науку.
Семейная экономика и половой налог
Сильное влияние на экономику оказывает институт семьи, выяснил Алесина после анализа данных из 78 стран. Согласно его совместной работе «Сила семьи», государства, где семейные связи сильны и распространена традиционная модель семьи, менее склонны к инновациям, имеют более низкие ВВП. В то же время у таких обществ наблюдается более высокая удовлетворенность жизнью и лучше здоровье. Между тем ослабление семейных связей приводит к развитию рыночной системы заботы о пожилых, детского воспитания и развития. Странами с самыми крепкими семейными связями авторы называют Африку, Латинскую Америку, Азию и Южную Европу (плюс Ирландию). В Северной Европе напротив самые низкие семейные связи. Относительно слабые семейные связи во многих бывших коммунистических странах Центральной и Восточной Европы Алесина считает результатом коммунистической коллективистской идеологии и пропаганды.
Изучение «семейной экономики» привело профессора к мысли о необходимости введения так называемого полового налога. По его мнению, распределение семейных обязанностей в семьях, где большая работа отводится женщинам, создает препятствия для свободного и равноправного участия женщин на рынке труда. Возможности мужчин и женщин уравниваются при снижении налога на зарплату работниц и следовательно ее увеличении, считает он. В ответ на критику Алесина заметил, что сниженный подоходный налог может «реализовать, возможно, более эффективное распределение обязанностей и рыночной деятельности между полами, что увеличит общий располагаемый доход домашних хозяйств».
Масштаб вопросов и тем, которые охватил Альберто Алесина, делали его «вероятным и достойным претендентом на Нобелевскую премию по экономике», сказал профессор Гарварда Эд Глезер после смерти Алесины в 2020 году. В частности, по словам Глезера, работы экономиста об оптимальном размере национальных государств оказали большое влияние на дебаты вокруг Европейского союза, а исследование о сильной корреляции между независимостью центрального банка и низкими уровнями инфляции сыграло определенную роль в движении к независимости центрального банка. Всего Алесина написал в соавторстве более 140 научных работ и более 10 книг.
“Некоторые люди усложняют простые вещи. Альберто делал так, чтобы трудные вещи казались легкими”, — сказал профессор Ларри Саммерс.
***
Альберто Алесина преподавал Гарвардском университете с 1988 года, долгие годы был редактором гарвардского Ежеквартального экономического журнала, 14 лет возглавлял программу Национального бюро экономических исследований по политической экономии (США).