Что входит в интеллектуальную собственность
В список объектов интеллектуального права, которые можно защитить по закону, входят:
- название и различные коммерческие обозначения самого предприятия,
- товарные знаки и прочие обозначения и описания производимого товара или услуги (например, место происхождения, знаки обслуживания, сочетания цветов),
- программы для различных операционных систем и мобильные приложения,
- контент сайта, научные статьи, рассказы и даже посты в соцсетях,
- образовательные курсы,
- рекламные видео и фото, музыкальные композиции, аудиодорожки с прямой речью, эскизы, футажи.
Как используется защита интеллектуальной собственности в России
В России бизнес зачастую использует интеллектуальное право только как инструмент защиты от недобросовестных конкурентов. Собственники регистрируют бренд, чтобы в случае чего обратиться в суд и получить компенсацию. Изобретатели получают патент на случай кражи изобретения.
Все сертификаты кладутся в шкафчик, владельцы забывают про них, счастливые, что теперь они защищены. Когда появляется конкурент с попыткой копирования, документы извлекаются, привлекаются юристы, и часто выясняется, что этих патентов и сертификатов недостаточно — например, что у вас защищены права на производство шоколадных батончиков «Бакс», а ваш конкурент защитил права на рекламу шоколадных батончиков «Бакс». В итоге возникают дополнительные финансовые издержки и теряется время.
Зачем ещё нужно защищать интеллектуальную собственность
Заниматься защитой интеллектуальной собственности можно и нужно в комплексе. Оформленная ИС — гораздо больше, чем просто защита в случае попытки кражи. Вот ещё 7 причин, по которым стоит задуматься о защите ИС, даже если вы в самом начале предпринимательского пути.
- Сохранить долю рынка. Наличие интеллектуальной собственности, которое вы демонстрируете всем, отпугивает потенциальных конкурентов от вашей области.
- Привлекать инвестиции. Подтверждённая документами интеллектуальная собственность — это дополнительный вес для компании перед лицом потенциальных инвесторов. Банки принимают интеллектуальную собственность в качестве залога. ИС можно продать инвесторам и получить за неё деньги.
- Продавать франшизу. Франшиза — один из простых и доходных способов масштабирования бизнеса. Чем больше защищённых нематериальных активов входит в пакет, тем выгоднее она становится для франчайзи. Обучающие курсы, сайт, платформы для взаимодействия с клиентами и так далее — всё это можно и нужно защищать.
- Издавать и продавать лицензии на свою ИС.
- Закрывать долги, используя её как нематериальный актив.
- Привлекать инвестиции под портфолио интеллектуальной собственности (IP Share).
- Использовать ИС в маркетинге в качестве средства привлечения клиентов.
Как защитить свою интеллектуальную собственность
Проще всего обратиться к юристам по интеллектуальному праву, но для бизнеса будет лучше, если его владелец будет образован и будет владеть полной информацией по защите своей собственности. Поэтому, если вы обращаетесь в компанию, убедитесь, что понимаете суть происходящего и знаете, как пройти этот процесс снова — уже самостоятельно.
Если же вы хотите самостоятельно разобраться во всём с нуля, процесс можно выстроить таким образом:
- Определите, какие виды ИС у вас есть (товарные знаки, программы, бренды, секреты производства, даже налаженные связи с местной администрацией).
- Проведите аудит документов, контрактов и записей, которые каким-либо образом подтверждают наличие ИС. Сертификаты товарных знаков, патенты, договоры о неразглашении коммерческой тайны и пр. Даже сохранённый скриншот переписки в WhatsApp может быть подтверждением договорённостей и способом защиты ИС.
- Создайте список активов (укажите сроки действия всех документов) и оцените самостоятельно их приблизительную стоимость (либо привлеките эксперта по оценке).
- Оцените, насколько каждый элемент ИС защищён с правовой точки зрения.
- Разработайте стратегию управления ИС. Определите, какие меры необходимо предпринять для защиты и максимизации стоимости ИС, включая лицензирование, франчайзинг, продажу, создание портфеля и другие стратегические решения.
- Внедрите стратегию и назначьте ответственных за её соблюдение.
Особенно важно ответственно подойти к защите интеллектуальной собственности компаниям, которые планируют работать на международных рынках. Причём при регистрации ИС надо сразу продумывать эту составляющую — например, получать международные патенты и делать международную регистрацию товарного знака. Если вы работаете на российском рынке и хотите не только защитить свой продукт от недобросовестных конкурентов, но и заработать на ИС, то создание портфеля интеллектуальных активов — первый шаг к этому.