Во внешней торговле у России теперь новые главные партнеры, привычные товары поставляются из новых стран, а на таможне появилось множество новых правил. Что все это значит для МСБ и как правильно вести бизнес на импорте в 2024 году — объясняем в нашей статье.

9 февраля
Евгений Смирнов

Как изменилась внешняя торговля в России

В 2022 году внешняя торговля в России значительно изменилась. Взаимодействие с европейскими партнерами в прежнем формате осложнилось из-за санкций, поэтому на российском рынке начался “поворот на Восток” — активное развитие партнерств со странами Азии. Это благоприятно отразилось на внешней торговле: после изначального снижения импорта в 2022 году в 2023-м его объем увеличился на 18% — с $180,3 млрд до $213,3 млрд.

Бизнесу по-прежнему выгодно заниматься импортом, но важно следить за новыми трендами во внешней торговле, чтобы находить наиболее выгодные цепочки поставок и не упускать ключевые изменения в таможенном законодательстве.

С кем теперь вести торговлю МСБ?

В 2023 году Россия импортировала из азиатских стран на 40% больше, чем в 2022 году, — на общую сумму в $139,7 млрд. На торговлю с Азией теперь приходится почти 70% общего товарооборота России.

Главным игроком здесь остается Китай. По сути, в этом нет ничего нового: Поднебесная уже много лет является главным торговым партнером России. Однако после “поворота на Восток” торговля между странами вышла на рекордный уровень. Товарооборот с КНР в 2023 году оказался на 22% выше показателя 2022 года, а доля китайских товаров в российском импорте достигла 41%.

Одним Китаем дело тут не ограничивается. Россия активно развивает торговлю с Индией, Турцией, Ираном и среднеазиатскими странами. Конечно, эти государства не могут тягаться с Поднебесной, ведь она производит более 28% всех товаров в мире.

Однако предпринимателям стоит иметь в виду другие страны Азии, если они хотят найти альтернативные источники поставок. Наладить бизнес с партнерами из Индии, Турции или Ирана может быть сложнее, чем в Китае, но на этих рынках можно найти множество интересных и конкурентоспособных товаров, а также добиться более выгодных условий поставок. Ранее мы рассказывали о том, как можно построить бизнес на импорте из Индии.

Какие новые регуляции появились для импорта?

Изменения во внешней торговле повлияли и на то, как импорт регулируется государственными ведомствами. Не беспокойтесь, для предпринимателей здесь в основном хорошие новости — за последние два года правительство ввело целый пакет мер, которые смягчают таможенные регуляции, устанавливают льготные пошлины и финансово поддерживают импортеров.

Многие из этих мер касаются специфических областей (например, импорта высокотехнологичных компонентов), но ознакомиться с ними будет полезно всем предпринимателям — вдруг и для вас найдутся льготы. Все их можно найти в специальном каталоге, который выпустило Министерство экономического развития.

Главное нововведение, о котором нужно знать, — это легализация параллельного импорта. Так называется ввоз в страну товаров без согласия производителя или правообладателя. Параллельным он называется, поскольку ввоз идет одновременно с поставками от официальных продавцов.

Этот инструмент позволяет правительству снизить цены на импортируемую продукцию и избежать дефицита. Предпринимателям он дает возможность ввозить в Россию товары многих топовых брендов, которые раньше были доступны лишь эксклюзивным дистрибьюторам. Подробнее читайте в нашей инструкции о том, как работает параллельный импорт и какие возможности открывает для МСБ.

Что МСБ стоит импортировать из Азии в 2024 году?

Если вы раньше не занимались импортом и не уверены, какие товары хотите привозить, начать можно с закупки небольших партий товаров на одной из китайских платформ для оптовых закупок — Alibaba, Taobao, 1688. Эти площадки полностью оптимизированы даже для полных новичков импорта, сделать оптовый заказ на них практически так же просто, как сделать покупку в обычном онлайн-магазине.

Основное преимущество закупки в Китае — низкая себестоимость товаров. Наценка на товары из КНР в России может достигать внушительных значений и с лихвой компенсировать дополнительное расходы на доставку и таможенное оформление.

Наибольшей популярностью среди импортеров из Азии пользуются товары широкого потребления с низкой стоимостью: одежда, аксессуары, мелкая техника, товары для дома, игрушки. Себестоимость товаров этого типа в Китае наиболее низкая, поэтому в России их можно продавать по конкурентоспособным ценам и все равно получать значительную прибыль.

Важно помнить, что импорт из Азии сейчас — очень популярная форма бизнеса. Ключом к успеху здесь будет анализ конкурентов и правильный выбор ниши. Ваша задача — найти такую категорию товаров, которая пользуется достаточным спросом, но в которой пока нет избытка продавцов. Поставки из Китая стоит рассматривать как эффективный инструмент, который позволит вам получить товары на наиболее выгодных условиях.

Импорт — это слишком сложно?

Многим начинающим предпринимателям кажется, что импорт — это слишком сложный вид бизнеса. В этой сфере, действительно, много дополнительных правил, а закупка товара проходит через несколько сложных этапов — от оформления договоров с зарубежными компаниями до логистики и таможенного оформления.

Не стоит отчаиваться. Вам не обязательно во всем разбираться самостоятельно. Популярность импорта из Азии — и особенно из Китая — играет тут предпринимателям на руку. В России хорошо развита инфраструктура компаний, которые готовы оказывать поддержку начинающим импортерам на всех этапах поставки.

Вы можете начать работать через таких посредников, а потом постепенно разбираться в механизмах импорта самостоятельно. Чем большим экспертом в этой области вы будете становиться, тем меньше вам нужно будет полагаться на стороннюю помощь и тем выгоднее будут становиться ваши поставки.

теги:
Поделиться:
Напишите что-нибудь и нажмите Enter